|
|
Главная / Изменения требований к научным публикациям В обзоре отражены изменения требований к научным публикация в соответствии с проектами документов, регулирующих сферу подготовки научных кадров в Российской Федерацией. В начале обзора приведена нормативная база внедряемых изменений. Обзор нормативных документов завершается анализом внедряемых изменений, которые уже обозначены в разработанных для утверждения актах. В завершении обзора приведены перспективы развития различных вариантов будущих решений по формированию системы научных публикаций и распространения научной информации.
Вместе с назначением Ливанова Д. министром образования и науки России в апреле 2012 г. Президент РФ Путин В. утвердил указ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Данный акт стал программным документом для нового министра. Следуя ему, в частности, был проведен мониторинг университетов, а также проверка и подготовка к модернизации системы аттестации научных кадров. Среди задач указа в части развития российской науки в соответствии с темой обзора нужно выделить следующие:
Решение одной задачи логично обеспечивает частичное решение другой. Мировые рейтинги университетов складываются в том числе на основе количества публикаций в журналах международного научного цитирования.
Для достижение целей российской науки постановлением Правительства РФ от 29 октября 2012 г. № 2006-р. утверждена программа мероприятий по развитию ведущих университетов. Кроме планов по распределению государственного финансирования и состыковки ведущих российских университетов с международными рейтинговыми агентствами предусмотрены следующие задачи:
Описанные документы стали базой для работы назначенного в феврале 2013 г. председателя Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России Филиппова В. На их основе подготовлены документы, затрагивающие всю систему подготовки научных кадров России. В их число вошли следующие документы: 1. Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в РФ. 2. Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации 3. Положение о порядке присуждения ученых степеней.
На дату подготовки настоящего обзора они являются проектами постановлений Правительства РФ. Но данные документы с апреля 2013 г. были вывешены на сайте Минобрнауки России, прошли процедуру обсуждения, и, судя по комментариям на сайте министерства, вопрос об их утверждении уже решен и дело только времени. Это большие по значимости документы, проанализировать их полностью, значит проанализировать целиком реформу российского научного образования. В данном обзоре проекты будут освещены только с позиции изменения требований к научным публикациям, существенным при защите диссертаций кандидатов и докторов наук.
В Положении о порядке присуждения ученых степеней описаны
предметные требования к количеству публикаций, а также к порядку представления и
проверки статей.
В части необходимого количества публикаций введены существенные изменения. Новые
требования изложены в п. 9 Положения:
Основные научные результаты диссертации на соискание ученой
степени доктора наук должны быть опубликованы не менее чем в 10 рецензируемых
изданиях, за исключением основных научных результатов диссертаций на соискание
ученой степени доктора наук в области искусствоведения и культурологии,
социально-экономических, общественных и гуманитарных наук, которые должны быть
опубликованы не менее чем в 15 рецензируемых изданиях.
Основные научные результаты диссертации на соискание ученой
степени кандидата наук должны быть опубликованы не менее чем в 2 рецензируемых
изданиях, за исключением основных научных результатов диссертаций на соискание
ученой степени кандидата наук в области искусствоведения и культурологии,
социально-экономическим, общественным и гуманитарным наукам, которые должны быть
опубликованы не менее чем в 3 рецензируемых изданиях. Основные изменения по сравнению с Положением о порядке присуждения ученых степеней, утв. постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 г. N 74 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 475): 1) установлены разные требования для диссертаций по естественным и техническим наукам и по социальным и гуманитарным наукам, для последних количество обязательных публикаций в полтора раза больше; 2) для докторских диссертаций установлено 10 и 15 статей, соответственно, в предыдущем положении количество обязательных публикаций для защиты докторских публикаций не было установлено;
3) для кандидатских диссертаций установлено 2 и 3 статьи,
соответственно, в предыдущем положении было предусмотрено, что результаты
диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны быть опубликованы
хотя бы в одном рецензируемом журнале или издании.
В части организации представления и проверки публикаций при защите диссертаций
порядок остался прежним, он изложен в пп. 11 и 12. В п. 11 предусмотрена
обязанность организации, в которой подготавливалась диссертация, в заключении по
выполненной работе отразить «полноту изложения материалов диссертации в работах,
опубликованных соискателем». В п. 12 такая же обязанность возложена на комиссию
диссертационного совета, принимающего диссертацию к защите. Комиссия в
заключении на диссертацию должна также привести выводы «о полноте изложения
материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем, о выполнении
требований к публикации основных научных результатов диссертации,
предусмотренных в пункте 9 настоящего Положения» (п. 9 см. выше).
Несмотря на сохранение порядка представления и проверки статей по диссертации,
необходимо ждать повышенную требовательность к подтверждению как содержания
публикаций, так и их существования. Так что будьте готовы, что экземпляры
журналов будут требовать как в университете на кафедре, так и в диссертационном
совете. Это определяется тем, что в новое Положение о порядке присуждения ученых
степеней включены ранее не существующие Основания для отказа в приеме
диссертации к защите (абз. 5 п. 12), в которых 3 из 5 связаны с публикациями
при защите: Основаниями для отказа в приеме диссертации к защите являются:
Необходимо отметить незавершенность требований и системы научных публикаций, о
чем прямо указано в самих документах. Обязательно обратите на это внимание, если
планируете развивать научную карьеру. В соответствии с абз. 1 п. 9 Положения о порядке присуждения ученых степеней, основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных журналах и изданиях, требования к которым устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – рецензируемые издания). Анализировать данную норму необходимо в контексте раздела V Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации «Ужесточение требований по опубликованию и обсуждению основных научных результатов диссертаций», которым предусмотрены следующие шаги: 1. Создание национальной системы индексирования научных изданий на русском языке, включая процедуру сертификации научных изданий для включения их в такую систему, и обеспечение регулярного мониторинга качества научных изданий. 2. Установление требований по опубликованию основных научных результатов диссертаций в научных изданиях и журналах, индексируемых или в международных базах (Web of Science, Scopus и других), или в создаваемой национальной системе индексирования научных изданий на русском языке.
3.
На переходный период – разработка новых, более жестких требований к научным
изданиям и журналам, в которых рекомендована публикация основных результатов
диссертаций, и пересмотр на их основе действующего перечня научных изданий и
журналов, в которых рекомендована публикация основных результатов диссертаций. Понимать данный пункт следует следующим образом:
На данном этапе сложно предположить, как будут реализованы оба этапа. Что будут включать в себя новые, более жесткие требования к научным изданиям? Как минимум нужно, чтобы выполнялись действующие, для начала нужно провести ревизию включенных в Перечень ВАК журналов на предмет выполнения действующих требований. Вероятно, достаточно, чтобы требования Перечня ВАК соответствовали требованиям международных систем цитирования. В настоящее время критерии Перечня ВАК практически совпадают с критериями WEB of Science и SCOPUS, за исключением следующих: 1. В международных системах стоит жесткий запрет на формирование редакционных коллегий из представителей одной организации – это барьер против «келейных» изданий. К сожалению, в российской научной практике это самый распространенный вариант формирования научных журналов, три четверти журналов Перечня ВАК это Вестники, Известия и прочие университетские (ведомственные) издания. Скорее всего, это основная причина, почему российские научные журналы не вошли в целевые международные системы индексирования. 2. В международных системах установлено требование, чтобы издания кроме англоязычного перевода библиографического списка приводили также транслитерацию заголовков статей и названий изданий. Это техническая задача, выполнение которой является только делом решения. 3. В российском Перечне ВАК существуют требования обязательного наличия подписных индексов и бесплатной публикации для аспирантов. Вероятно, наличие подписных индексов должно подтверждать, что издание настолько авторитетное и уважаемое, что его финансирование осуществляется за счет подписки, а не за счет средств авторов, тем более аспирантов. Благие намерения становятся ограничением на пути самофинансируемых изданий, в т.ч. Open Access Journals. Подобных требований в международных системах цитирования нет, буквально, и WEB of Science, и SCOPUS специально отмечают, что предпочтений или ограничений для ведомственных журналов или Open Access Journals не установлено.
4.
В российском перечне ВАК для электронных научных журналов установлено
требование, чтобы они были зарегистрированы в ИНФОРМРЕГИСТРе. Регистрация в
ИНФОРМРЕГИСТРе предполагает периодическую отправку им электронных версий
опубликованных статей. Так как аналогичные данные необходимо также загружать в
РИНЦ, система ИНФОРМРЕГИСТРа является дублирующей. Эта коллизия внутрироссийских
систем дополняется тем, что в соответствии с ISO 26324 идентификация статьи,
опубликованной в электронном научном журнале, осуществляется на основании ссылки
на постоянный адрес размещения и номера Digital object identifier (DOI www.doi.org).
Международные системы цитирования не принимают электронные журналы без DOI. С
2012 г. ИНФОРМРЕГИСТР самоустранился от регистрации электронных научных журналов
в 2013 г., но в критериях Перечня ВАК требование данной регистрации по-прежнему
существует, что блокирует развитие электронных научных журналов. Самый простой
способ устранения обеих коллизий - устранить требование регистрации электронных
журналов в ИНФОРМРЕГИСТРЕ на требование идентификации в соответствии
международными стандартами: использовать DOI в соответствии с ISO 26324. На данном этапе есть все условия, чтобы российская система научных публикаций начала развиваться на основе оценки научного вклада журналов, а не формы распространения и источников финансирования. Очень хочется надеяться, что ужесточение требований сведется не к ужесточению условий существования научных журналов, как это сделано Научным фондом НИУ ВШЭ http://www.hse.ru/science/scifund/bonus, утвердившим Список журналов/изданий, публикации в которых не учитываются при расчете академических надбавок. В него вошли журналы, «которые берут плату за публикацию» (http://w3c.org.ru/wp-content/uploads/2012/10/М.М.Юдкевич1.pdf). Следуя этой логике, в Список необходимо включить все журналы Directory of Open Access Journals (DOAJ), часть из которых являются российскими научными журналами, включенными в Перечень ВАК, и зарубежными журналами, включенными в международные системы цитирования. Очевидно, это противоречит целям поощрения научных публикаций, т.к. большинство из них является научными изданиями высокого класса.
В заключении необходимо обсудить абз. 4 п. 9 Положения о порядке присуждения
ученых степеней, т.к. решение вопросов при его исполнении станет фундаментальной
методологической основой для реализации выше описанных задач. Данный пункт
Положения гласит: Министерство образования и науки Российской Федерации
устанавливает перечень иных форм подтверждения или обнародования основных
научных результатов диссертации, которые приравниваются к опубликованным работам
в рецензируемых изданиях. Важность разнообразия форм научных публикаций, признаваемых при защите диссертаций, в т.ч. приравниваемых к статьям в рецензируемых изданиях, определяется необходимостью множественности источников (каналов) поступления проверенной научной информации. Вариативность является основой развития науки. Признание научной информации только одной или двух платформам лишит условий поиска и обсуждения вопросов, не включенных в повестку ограниченного числа изданий. Значимость научной информации будет приравнена к форме подачи, а в таких условиях развитие получает формализм, но не решение вопросов качества.
Казалось бы простая задача – иные формы подтверждения или обнародования
основных научных результатов – но за этим стоит анализ всех возможностей
и способов формирования и распространения научной информации, в основе выбора
тех или иных инструментов должен лежать прогностический подход, учитывающий как
технологическое развитие информационного распространения, так и организационные
инновации в научном рецензировании. Российские технологии организации научной работы, в т.ч. системы научной информации, гротескно архаичны. Они не удовлетворяют даже текущим условиям жизни, не говоря уже о будущих. Действующие методы организации не справляются с возникающими задачами, они не могут быть встроены в современный ритм жизни. Идеалистические верования в правильность совково-дедовских взглядов «правдива только бумага» и «честность может быть только бессребренной» - это утопическая опора, на которой построена обнародованная Концепция модернизации (в соответствии с ней члены диссертационных советов и эксперты комиссий ВАК должны работать бесплатно, электронные научные журналы не определены в качестве источника научной публикации).
Можно лишь повторить, что на данном этапе есть все условия, чтобы российская система научных публикаций начала развиваться на основе оценки научного вклада журналов, а не формы распространения и источников финансирования. Хорошим примером из прошлой практики былиПояснения ВАК о типовых недостатках и нарушениях при научных публикациях. Они были изложены в разных документах и целенаправленно самим ВАКом не систематизировались, но их можно было собрать и понять общий подход к научным публикациям.
Сейчас Минобрнауки России требуется доработать данные критерии, развить их в соответствии с новыми условиями и сделать общий документ о системе научных публикаций и распространения научной информации. Исходя из общей системы определить в ней место национального индексирования, соотношение различных источников информации, связь с международными системами цитирования.
Отдельно в этой системе должно быть определено положение электронных научных
журналов. Даже, скорее всего, они должны стать центральной платформой для
развития научной информации и научных публикаций. Игнорирование интернета и
интернет форм научной информации равносильно отказу от паровоза и телефона в нач.
XX в. Более того, это прямое противоречие поставленным задачам: взаимодействие с
международными системами цитирования происходит только по интернету,
международные системы цитирования существуют как интернет-объекты, вся их
технология построена на интернете. Они принимают к цитированию и бумажные
журналы, но зачем мы так рвемся в них, если в своей внутренней метафизике
отвергаем подобные технологии в принципе. Аналогичный подход к источникам финансирования научных изданий. Под волной борьбы с недобросовестными диссертантами и их научными руководителями, со взяточничеством в университетах и Минобрнауки России решили, что прямой путь к честности это демонетизация системы подготовки научных кадров. Даже в университетском курсе криминологии показано, что базовым фактором взяточничества является отсутствие прямого вознаграждения за занимаемую должность. При наличии права распределения и отсутствии прямого вознаграждения за честную работу неизбежно возникают взяткодатели и взяткополучатели. Это естественно, люди ходят на работу, чтобы заработать, и уровню ответственности и сложности труда должен соответствовать уровень вознаграждения.
Из того же курса криминологии известно, что чем выше ответственность за нарушения, тем выше уровень взяточничества. Получается, что вводимые в соответствии с Концепцией модернизации меры (исключение прямого вознаграждения и повышение ответственности, вплоть до лишения права участвовать в защите диссертаций) приведут к росту уровня взяток в системе подготовки научных кадров.
Повышение криминальности научной среды с лишением возможности прямого честного заработка в ней приведет к окончательному уходу высокопрофессиональных научно-педагогических кадров, так как для большинства ученых наука это не бесплотный полет в творческом экстазе, а ежедневный кропотливый труд исследователя, в том числе исследователя чужих диссертаций и публикаций, который они выполняют, чтобы заработать деньги.
Есть большая вероятность, что исходя из общего подхода Концепции модернизации будет решен вопрос в отношении научных публикаций. Скорее всего, требование бесплатной публикации для аспирантов будет не только сохранено, но и «ужесточено». Не секрет, что журналы Перечня ВАК в большинстве своем не публикуют аспирантов бесплатно, стоимость таких публикаций составляет от 5 000 до 12 000 руб. Соответственно, если описанное опасение воплотится, то публикации в журналах из Перечня ВАК фактически бесплатными не станут, а станут дороже, так как возрастет ответственность за нарушение. Более того, в связи с ростом требований к количеству публикаций в «рецензируемых изданиях», стоимость их возрастет еще и от роста спроса в условиях стабильного предложения - стабильного количества журналов Перечня ВАК. В результате прогнозируется минимум двукратный рост стоимости публикации в «бесплатных» журналах из Перечня ВАК, она достигнет 10 000 – 25 000 руб.
Чтобы не породить столь сложные последствия для российской научной сферы, Минобрнауки России необходимо в системе научных публикаций и распространения научной информации предусмотреть полноценное место Open Access Journals и возможность их включения в перечень рецензируемых изданий при выполнении критериев, аналогичных для «бесплатных» (ведомственных) журналов.
На основании приведенного обзора можно сделать следующие выводы: 1. Изменения в системе научных публикаций пока коснулись только обязательного количества публикаций в рецензируемых журналах – требования повысились в 2-3 раза. 2. По остальным вопросам системы научных публикации и распространения научной информации Минобрнауки России решения пока не принял, они в стадии разработки. 3. Единственным вектором, который обозначен в Концепции модернизации, является «ужесточение» требований к научным журналам и пересмотр на их основе действующего перечня научных изданий, в которых рекомендована публикация основных результатов диссертаций. 4. Рисками развития видятся:
5. Возможности развития: нивелировать различия в критериях отбора рецензируемых журналов между требованиями для включения в Перечень ВАК и требованиями международных систем цитирования, прежде всего в части «келейности» редакционных коллегий и источников финансирования.
Успехов на научном поприще и, как говорится, ни дня без строчки! Председатель Редакционного совета Издательства ИНГН к.э.н. Гаврилов Максим Владиславович
|