Южный федеральный университетВолгодонский институт экономики, управления и права (филиал) ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет"

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Сведения об образовательной
организации

Лицензия и аккредитация

Лицензия (Приложение)
Свидетельство о государственной аккредитации (Приложение)
сертификат соответствия менеджмента качества ИСО 9001:2008 N 13.0339.026 от 12.03.2013

Положение о Волгодонском институте (филиале) ЮФУ  >>>

  Обратная связь
:: Контакты
:: Напис@ть письмо
:: Гостевая книга
  Поиск


Индекс цитирования

Проверка тиц pr

 

$COUNTER$  

главная / Прошлое и настоящее /  Ростовский университет

В 1915г. университет переехал в Ростов, а в 1919г. в Варшаве был создан польский университет.

В связи с приближением немцев в 1915г. к Варшаве университет поспешно эвакуировался в Москву и расположил свою канцелярию в одном их корпусов Московского университета.

В середине июля было получено указание из Министерства о том, что вопрос о месте работы в следующем учебном году передается на рассмотрение Совета университета.

Со своей стороны Министерство полагало возможным организовать занятия по историко-филологическому, юридическому факультетам и математическому отделению физико-математического факультета в Москве, а по естественному отделению и медицинскому факультету - в Саратове или Казани.

Но такое решение вопроса не устраивало ни Москву, ни Саратов, ни Казань, ни Совет Варшавского университета.

Уполномоченные от г.Саратова (городской голова и ректор университета) в переговорах с руководителями Варшавского университета предложили перевести его, за исключением медфака, в Саратов. Руководители Варшавского университета настаивали на переводе всех факультетов в Саратов, но согласия на это не получили. Казанский университет отказался принять Варшавский университет из-за стесненности в помещениях. В Москве тоже трудно было найти помещения и лаборатории для занятий. Наиболее подходящим местом оказался Ростов-на-Дону, представители которого предложили вполне приемлемые условия.

Еще в 1910г. ростовчане ходатайствовали об учреждении в городе университета с одним медицинским факультетом, предлагая при этом 2 млн рублей и землю для постройки зданий. Но царское правительство отказало в этой просьбе.

Когда стало известно, что Варшавский университет должен временно переехать в один из периферийных городов, было решено пригласить его в Ростов.

Инициатором постановки этого вопроса перед городской управой был главный врач Ростовской больницы Николай Васильевич Парийский (1858-1923) бывший приват-доцент медицинской академии, впоследствии профессор Донского университета.

Свою научно-педагогическую деятельность Н.В.Парийский начал в Петербурге. Будучи приват-доцентом Медицинской академии, он опубликовал ряд работ в области ортопедии.

Переехав затем в Ростов и став главным врачом городской больницы, он в течение 15 лет до переезда университета возглавлял работу хирургов и учил студентов, приезжавших на практику в больницу. Впоследствии в Донском университете он стал профессором ортопедии и редактором отдела журнала "Медицинская мысль".

Врач Н.В.Парийский, будучи командированным в Москву, явился к ректору профессору С.И.Вехову и предложил перевести Варшавский университет со всеми факультетами в Ростов-на-Дону. После получения принципиального согласия он отправился в Министерство народного просвещения.

Из письма Н.В.Парийского от 27 июля, присланного на имя ректора из Петрограда, и из приложенной к письму телеграммы из Ростова видно, что Министерство отнеслось сочувственно к предложению о временном переводе университета в Ростов и что частное совещание гласных Ростовской Думы 25 июля единогласно постановило :

"... дать в Ростове приют всему Варшавскому университету; для медицинского факультета помещения уже имеются, а для других факультетов городское управление обязуется срочно приготовить все потребные помещения".

Обратимся к очевидцу Г. Г. Жамгоцеву, тогда в 1915 году ординатору Николаевской больницы. Все происходило почти по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

... Июльское солнце медленно катилось на запад. В душном парке Николаевской больницы пахло жасмином и давно отцветшей сиренью. Ординатор Григорий Георгиевич Жамгоцев после трудного дня пил чай на террасе административного здания близ журчащего фонтана. В это время к воротам Николаевской больницы подошли три господина. Один из них, несмотря на лето, был одет по-осеннему - в галошах и с зонтом... Итак, завязка состоялась. Все трое были профессорами медицинского факультета Варшавского университета, искавшего "землю обетованную". Один из них был профессор А. А. Колосов, декан медицинского факультета, второй - профессор Н. И. Мухин, известный специалист по частной патологии и терапии, открывший в мозгу особую область, получившую впоследствии название "центр Мухина". С ними был и господин в галошах - профессор П. В. Никольский, известный специалист по кожным заболеваниям. Озадаченный Жамгоцев распахнул перед высокими гостями все двери. Осмотрев корпуса, совместно с прибывшим по вызову Н. В. Парийским, "великолепная четверка" тут же на месте и решила принципиальный вопрос о размещении на территорий больницы медицинского факультета Варшавского университета. И это все прошло, без особых "утрясок", согласований и прочей чиновничьей волокиты.

12 августа 1915г. состоялось два заседания Совета университета, на которых обсуждался доклад делегации и решился вопрос о переводе университета. На первом заседании присутствовали только члены Совета, которые единогласно, при одном воздержавшемся, признали желательным перевод.

Так был решен вопрос о переводе Варшавского университета в Ростов-на-Дону.

До перевода университета в Ростове-на-Дону не было ни одного научно-учебного заведения, ни одного человека с ученой степенью и званием. С переездом Варшавского университета здесь сразу оказался большой коллектив ученых.

С конца сентября 1915 г. университет развернул большую организационно-хозяйственную работу по подготовке к началу учебных занятий. Несмотря на трудности военного времени, все же удалось многое сделать. Под руководством профессора А. Р. Колли в здании физмата были созданы физические лаборатории, где уже в 1916г. развернулась серьезная научная работа. Профессор И. Ф. Пожариский со своими сотрудниками в течение 2 лет создал в Ростове-на-Дону первый в стране по величине и оборудованию патолого-анатомический институт.

Вскоре были приспособлены для учебных занятий и другие здания.

Срочно нужно было создать и библиотеку. Университет обратился в другие университеты, в Академию наук, в крупнейшие библиотеки с просьбой выслать дубликаты книг. Профессора написали письма своим коллегам. Эти просьбы не остались без внимания.

В 1915/16 учебном году в университете училось 2205 студентов, из них

  • потомственных дворян — 78,

  • детей личных дворян и чиновников — 192,

  • духовного звания — 1098,

  • почетных граждан и купцов — 31,

  • мещан и цеховых — 526,

  • казаков — 12,

  • крестьян — 254,

  • иностранцев — 6,

  • прочих — 8.

Из этих данных видно, что дети рабочих и беднейших крестьян Ростова и области Войска Донского могли только мечтать об университетском образовании.

1 декабря 1915 г. в университете открылось чтение лекций. Преподавание велось то тем же кафедрам и в том же объеме, что и в Варшаве.

В Ростове университет развернул большую организационную и научно-просветительную деятельность. Профессорами и преподавателями были созданы

  • Высшие женские курсы с тремя факультетами,

  • Археологический институт,

  • Народный университет,

  • Коммерческий институт, преобразованный в советское, время в Институт народного хозяйства.

Возобновили работу научные общества, существовавшие в Варшаве, в них приняли участие врачи, преподаватели, инженеры. В 1916 г. было издано 6 выпусков «Варшавских университетских известий», начали печататься работы профессоров. Многие профессора выступали с научно-популярными лекциями перед широкими аудиториями. Все это, конечно, оказало положительное влияние на культурный облик Ростова.

В то время в Ростове насчитывалось около 200 тысяч жителей и 50 тысяч жителей в Нахичевани. Город становился крупным промышленным центром, рабочий класс Ростова уже в начале XX века, и особенно в 1905 г., показал свою политическую зрелость в борьбе с царизмом .

В 1915—1916гг. волна забастовок охватывала одно предприятие за другим. Во главе рабочего движения стоял Ростово-Нахичеванский-на-Дону комитет РСДРП.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., приведшая к свержению царизма, всколыхнула народы России. По-разному отнеслись к ней различные слои студенчества и профессуры Ростова, но в массе своей учащаяся молодежь приветствовала происходившие в стране события.

Вскоре после февральской революции начала выходить газета «Красное знамя»— орган социалистического студенчества Ростова (в библиотеке ИМЛ имеются № 2 от 9-IV и № 7 от 24-V 1917 г.). Редакция газеты помещалась в главком корпусе университета. Газета резко критиковала буржуазную печать, кадетов и прогрессивный блок и защищала Советы, 8-часовой рабочий день.

17 апреля в театре Машонкина состоялось многолюдное собрание студентов всех высших учебных заведений. Обсуждался вопрос об участии студенчества в трудовой повинности и в агитации среди крестьянства в целях подготовки его к выборам в Учредительное собрание. Вынесена следующая резолюция, предложенная студенческим революционным комитетом:

"Признавая, что на священной обязанности всей демократии лежит в настоящее время работа по закреплению и углублению завоеваний революции, общее собрание студентов и студенток всех высших учебных заведений Ростова постановило с 17 апреля занятия и экзамены во всех высших учебных заведениях Ростова временно прекратить. Все студенты и курсистки считаются переведенными на следующий курс. Выпускным курсам предоставляется право продолжить экзамены и занятия до окончания курса.

Студенты и профессора обязуются во имя народных интересов в будущем учебном году наверстать потерянное время.

Студенчество вводит для себя нравственно-обязательную трудовую повинность:

  • работа в качестве агитаторов и организаторов от имени демократических политических партий;

  • работа в кооперативах, санитарных отрядах и других организациях... Все студенты и студентки находятся на учете студенческого революционного комитета. Никто из студентов и студенток не вправе выезжать из Ростова без разрешения студенческого революционного комитета... Все уезжающие для работы находятся в тесном общении со студенческим революционным комитетом. Каждый студент обязуется постоянно давать сведения о своей деятельности студенческому революционному комитету...

Постановление обязательно и для групп студентов, составляющих меньшинство и не присоединившихся к решению большинства".

На этом же собрании рассматривался и вопрос «Об отношении к администрации высших учебных заведений Ростова».

Собрание постановило:

1.      "Выражая полное недоверие всей административной коллегии ростовских высших учебных заведений, поручить студенческому революционному комитету немедленно приступить... к расследованию всех действий администрации высших учебных заведений Ростова и... сместить лиц, занимающих высокие административные посты в вузах, которые окажутся не заслуживающими доверия.

2.      Совместно с общественным комитетом принять меры к опечатанию и охране всех дел, хранящихся в канцелярии ректора".

Как реагировали профессора на эти решения студентов видно из протокола экстренного заседания Совета университета от 19 апреля 1917 г. Совет постановил:

1.      " Выразить от имени Совета сочувствие студентам 1, 2 и 3 курсов историко-филологического, физико-математического, юридического факультетов и 1, 2, 3 и 4 курсов медицинского факультета, желающим послужить Родине непосредственной работой среди населения.

2.      Перевести всех студентов на следующие курсы условно, с обязательством сдать экзамены в течение следующего учебного года в сроки, устанавливаемые согласительными комиссиями, состоящими из представителей от преподавательского персонала и студенчества".

Так как Совет на этом заседании не высказал своего мнения по вопросу об администрации университета и ректор С.И.Вехов продолжал оставаться на своем посту, то президиум общестуденческого собрания 29 сентября 1917 г. направил в Совет университета заявление, в котором говорилось:

"Общее собрание учащихся высших школ г. Ростова-на-Дону, подтверждая свое решение от 17 апреля с.г. о необходимости ухода с высших административных, университетских постов лиц, не соответствующих условиям нового времени, поддерживает требование студенческого революционного комитета об оставлении профессором Веховым поста ректора и, принимая во внимание категорическое заявление С. И. Вехова о его отставке, постановляет добиваться, чтобы при выборах нового ректора было принято во внимание мнение студенчества... Совету профессоров предлагается дать ответ по данной резолюций не позже 5 октября с. г.".

Обсудив это заявление, Совет университета постановил:

1.      " своевременно произвести выборы ректора на точном основании закона;

2.      уведомить президиум общестуденческой сходки, что, согласно основным принципам академической автономии, выборы профессоров и других преподавателей, а равно выборы ректора и других должностных лиц университетского управления составляют исключительное право академической корпорации, что эти принципы находятся в полном соответствии с общими началами свободы, характеризующими демократическое государство и что участие учащихся в актах избрания членов ученой коллегии противоречит и закону, и академическим традициям, и соображениям педагогической целесообразности...".

Временное буржуазное правительство не ставило перед собой задачу коренного преобразования высших учебных заведений страны, поэтому его вполне устраивала и та администрадия университета, которая была в царской России. Вот почему ректор Вехов продолжал оставаться на своем посту.

События, развернувшиеся в дальнейшем в стране, внесли существенные коррективы и в жизнь университета.

Не успели мероприятия Советской власти коснуться Донского университета, как в декабре 1917 г. Ростов был захвачен войсковым атаманом Войска Донского генералом Калединым.

После изгнания из Ростова отрядов Каледина Донская Советская республика во главе с Подтелковым просуществовала недолго (февраль—апрель 1918 г.). Белогвардейцы, захватив власть на Дону, проявили «заботу» и о Донском университете.

Прежде всего приказом атамана Краснова от 5 сентября 1918 г. университету было присвоено имя помощника Каледина — М.П.Богаевского. В 1919 г. войсковой атаман утвердил новый устав для Донского университета, направленный на борьбу с революционной частью студентов и преподавателей.

В устав внесли раздел «О церкви и притче», чего не было даже В прежнем реакционном уставе. Новый устав требовал также, чтобы 70% всех мест отводилось донским казакам. Был введен обязательный курс лекций «религиозно-философские искания человечества в их историческом развитии». «Забота» о Донском университете всех белых правителей Дона, начиная с 1918 г. и до изгнания их из Ростова, проявлялась и в том, что 1-й и 2-й этажи главного корпуса были заняты под штаб белой армии.

После Октябрьской революции 1917 г. большинство профессоров Донского университета заняло позицию, враждебную Советской власти.

Часть профессоров и преподавателей в то время оказывала активную помощь Каледину, Краснову, Деникину, а некоторые из них даже работали агентами-осведомителями ОСВАГа и выдавали революционеров — преподавателей и студентов, проводивших революционную работу в тылу у белых.

Этот период был чрезвычайно тяжелым для университета: беспощадно подавлялось все передовое, неоднократно проводились мобилизации студентов в белую армию. В конце 1919 г. белые объявили мобилизацию и преподавателей, но не успели лровести ее.

Отопление и электрическое освещение университетских зданий действовали с большими перебоями. Профессора и студенты приходили на занятия со своими свечами и лампами и сидели на лекциях в шубах, так как температура в аудиториях часто опускалась до пяти градусов мороза.

Но такому положению пришел конец. В январе 1920 г. Красная Армия выгнала их из Ростова, а затем и со всей территории страны. Перед Донским университетом открылись новые перспективы.

2 августа 1818г. В.И.Ленин подписал декрет о правилах приема в высшие учебные заведения, открывший двери ВУЗов для всех граждан Советской республики, отменивший плату за обучение и снявший всякие ограничения для женщин.

С этого времени в центральных областях Советской России начинается реформа высшей школы, направленная на советизацию и пролетаризацию ее. Но в Ростове-на-Дону за краткий период существования Советской власти в конце 1917 и в начале 1918 г. не было возможности заняться преобразованием университета.

В январе 1920 т. под ударами Красной Армии белые бежали из главного очага южной контрреволюции - Ростова-на-Дону. Город навсегда стал советским.

Сразу же после занятия Ростова красными войсками, их представитель вручил ректору университета охранную грамоту. Помещения были приведены в порядок и полностью предоставлены для научных и учебных целей. Дополнительно выделили помещения для научной библиотеки.

Необходимо было

  • создать управление университета, способное осуществлять политику Коммунистической партии;

  • провести реорганизацию факультетов с учетом потребностей народного хозяйства и культуры страны;

  • изменить социальный и партийный состав студентов, путем систематической воспитательной работы улучшить состав научных работников;

  • привлечь на сторону Советской власти старую профессуру;

  • изменить содержание и повысить качество научной, учебной и воспитательной работы, подчинив ее целям и задачам советского строительства.

Большинство профессоров университета в то время были противниками Советской власти, многие в период господства белых на Дону активно сотрудничали с Калединым, Красновым и Деникиным, некоторые впоследствии эмигрировали за границу.

Задача состояла в том, чтобы перевоспитать старых профессоров, убедить их, что они могут успешно работать в советском университете. Это потребовало длительного времени и упррной, терпеливой работы .

Изменение социального и партийного состава студентов на первых порах оказалось довольно сложным, так как у рабочих и крестьян - бедняков, у их детей не было среднего образования. Поэтому состав студентов в 1920 и 1921 гг. мало отличался от предреволюционного.

Среди студентов были эсеры, меньшевики и кадеты, с которыми небольшой группе коммунистов, комсомольцев и передовой части беспартийной молодежи пришлось вести жестокую борьбу в первые годы существования советского университета.

В 20-е годы особенно не хватало руководящих кадров, ученых-коммунистов.

Профессор минералогии и петрографии Петр Иванович Лебедев являлся ректором с июля 1921 г. по декабрь 1922 г.

Петр Иванович как молодой, талантливый и прогрессивный ученый получил профессорское звание при Советской власти. При поддержке передовой части профессорско - преподавательского состава он многое сделал для налаживания учебной и научной работы. Будучи сам известным и активно работающим ученым, он помог наладить в условиях тогдашних материальных затруднений и издательское дело.

Перейдя в 1926 г. в Академию наук, Петр Иванович не порывал связи с университетом до самой смерти.

 Особенно заметную роль в жизни университета сыграл первый ректор-коммунист Лукьян Матвеевич Ефременко.

В результате большой работы посоветизации университета Л.М.Ефременко в 1927г имел основание писать :

"Северо-Кавказский государственный университет к десятилетию Октябрьской революции является вполне советским университетом..."

В первые же годы существования университета при Советской власти проводилась большая работа по созданию новых и преобразованию старых факультетов. Стране требовались юристы, экономисты, учителя...

В 1921г. Высшие женские курсы и городской женский мединститут объединились с соответствующими факультетами университета, и этим был положен конец раздельному обучению мужчин и женщин в высших учебных заведениях.

В том же году вместо юридического и историко-филологического факультетов был организован факультет общественных наук с двумя отделениями -

  • правовым

  • экономическим.

К началу 1922/23 учебного года при университете организовали педагогический факультет в составе 4 отделений :

  • физико-технического,

  • социально-экономического,

  • естественного,

  • лингвинистического.

Затем физико-математический факультет присоединили к педагогическому.

После закрытия в 1924/25 учебном году Новочеркасского педагогического института, часть его студентов и научных работников перевели в университет. В 1926г. был открыт экономический факультет.

К 1930г. университет подошел с тремя факультетами :

  • медицинским

  • педагогическим

  • экономическим

которые были затем преобразованы в самостоятельные институты.

Организация рабфака осенью 1920г. явилась важным мероприятием по пролетаризации студенчества и подготовке квалифицированных советских кадров. Многие потом учились в университете.

До Октябрьской революции в университете не было ни одной женщины-студентки, в 1923/24 учебном году их было 1900. Пролетарская часть студентов обеспечивалась государственными стипендиями.

К 1930г. проблема пролетаризации студентов в основном была решена. Руководство университета и партийная организация, работая со старой профессурой, вместе с тем продвигали передовую научную молодежь на более ответственные посты, приглашали новых марксистко образованных научных работников.

В последующие годы число коммунистов в среде научных работников и их влияние на жизнь университета систематически росли.

1930 год был последним годом существования Северо-Кавказского государственного университета.

В начале января 1931г. в "Молоте" было опубликовано объявление :

"Северо-Кавказский государственный университет с 15 января сего года ликвидируется, и на его базе организуются следующие самостоятельные институты :

  • Педагогический институт

  • Институт промышленности и труда

  • Финансово-экономический институт

  • Институт пищевой промышленности и экономики обмена и рапределения..."

В конце 1930г. на базе факультетов выросли и существуют :

  • медицинский

  • педагогический

  • финансово-экономический институты.

В 1931 г. после выделения факультетов в самостоятельные институты, началась работа по организации университета с новыми факультетами. Он стал называться Ростовским-на-Дону государственным университетом (РГУ).

Назначенный директором РГУ Степан Степанович Болтинов был хорошим организатором и воспитателем, пользовавшимся большим авторитетам среди научных работников и студентов.

В университете было три факультета:

  • физико-математичесиий,

  • химический

  • геоботанический.

Осталась и часть рабфака.

В 1934 г. из геоботанического выделились два факультета:

  • геолого-почвенно-географический

  • биологичесиий.

В 1940 г. из геолого-почвенно-географичесого факультета географическая специальность отделилась в самостоятельный географический факультет.

После реорганизации 1930-1931 гг. университет вместо 80 учебных зданий, занимавших ранее и переданных институтам, имел только два небольших необорудованных здания, в которых учебные занятия проходили в несколько смен.

Большой недостаток ощущался и в квалифицированных кадрах, часть которых в период фактического перерыва в работе университета с января и по октябрь 1931 г. выехала в другие города. Правительство и местные организации оказали университету большую помощь.

В 1935/36 учебном году в университете уже учились 912 студентов (без рабфака). Из них:

  • рабочих и их детей - 494,

  • колхозников и их детей - 77,

  • служащих и их детей - 341,

  • членов ВКП(б) - 81,

  • членов ВЛКСМ - 387,

  • мужчин - 461,

  • женщин - 451.

В РГУ работали 96 профессоров и преподавателей. Научная библиотека насчитывала около полумиллиона томов.

Научно-исследовательская работа не прекращалась даже в период реорганизации университета, только объем ее уменьшился в связи с уходом из университета ряда ученых, да направление ее стало естественноматематическим. Вместо "Известий Северо-Кавказского государственного университета" в свет начали выходить "Ученые записки Ростовского-на-Дону государственного университета".

При кафедрах математики, физики, ботаники и геологии развернулась интенсивная подготовка аспирантуры; по инициативе университета созывался ряд научных конференций.

Изменился и состав студенчества в сторону большей его пролетаризации, повысились требования к поступающим: независимо от наличия свидетельства об окончании среднего учебного заведения все поступающие подвергались испытаниям по

  • обществоведению,

  • русскому языку,

  • математике,

  • физике

  • химии.

75% всех учащихся обеспечивалось стипендией.

Научная работа и учеба совмещались с большой общественной деятельностью в подшефных совхозах и колхозах, на предприятиях и среди населения. На Сельмаше был организован "Рабочий университет дня отдыха". Так постепенно в труде и учебе коллектив укреплял обновленный университет.

В 1935 г., в связи с 20-летием существования университета в Ростове, Совет Народных Комиссаров РСФСР постановил:

  • отпустить Наркомпросу республики 200 тысяч рублей на расходы по научно-учебному оборудованию Ростовского университета;

  • организовать при этом университете с 1 января 1936 г. физико-математический и биологический научно-исследовательские институты;

  • включить с 1 января 1936 г. в титульный список научных учреждений Академическую библиотеку РГУ.

Госплану РСФСР было предложено включить в план капиталовложений на 1936г. строительство студенческого общежития.

Наркомпрос обязывался при представлении заявки на импортное научно-учебное оборудование и иностранную научную литературу учесть потребности Ростовского университета.

Университету было предоставлено в центре города пятиэтажное здание для научно-учебного корпуса.

Последнее предвоенное пятилетие коллектив университет упорно трудился над улучшением качества всей работы. И в этом он добился заметных успехов.

В 1940/41 учебном году обучалось около 1500 студентов, насчитывалось 183 научных работника, 36 кафедр.

В 1939 г. решением правительства Ростовский университет был отнесен к вузам первой категории, и в том же году по ряду дисциплин

  • морфологии и систематике высших растений,

  • физиологии растений,

  • анатомии,

  • гистологии и эмбриологии,

  • зоологии и сравнительной анатомии позвоночных,

  • математическому анализу,

  • алгебре и теории чисел

Было предоставлено право принимать к защите не только кандидатские, но и докторские диссертации.

В 1940 г. прошла защита докторских диссертаций по биологии. В этот период были приглашены на работу в РГУ многие крупные ученые.

Произошли значительные изменения в профессорско-преподавательском составе. С каждым годом улучшалось качество подготовки специалистов: в 1938-1940 гг. из 407 окончивших университет 96 человек получили диплом с отличием.

В эти годы направлено

  • учителями средних школ старших классов- 40% ;

  • в аспирантуру и на работу в вузы- 7% ,

  • на сельскохозяйственных станциях- 43%.

Университет принял в свою систему

  • Новороссийскую гидробиологическую станцию,

  • Ботанический сад

  • организовал Азово-Донскую биологическую станцию.

В 1937 г. было построено общежитие для студентов. В 1940 г. начали строить жилой дом для профессоров и преподавателей.

К началу 1941 года университет представлял собой крупный научно-учебный и культурный центр на Дону и Северном Кавказе. В его состав входили:

  • физико-математический,

  • геолого-почвенный,

  • географический,

  • биологический,

  • химический

  • вновь открытый в 1941 году историко-филологический факультеты,

  • НИИ математики и физики,

  • НИИ биологии,

  • ботанический сад,

  • астрономическая обсерватория,

  • ионосферная станция.

Обучался всего 1471 студент. На 36 кафедрах работало 183 преподавателя.

Во время Великой Отечественной войны более 600 студентов, преподавателей, сотрудников университета участвовали в боевых действиях, были награждены боевыми орденами и медалями, многие дошли до Вены, Праги, Варшавы, Берлина. Часть сотрудников и студентов вступили в ряды народного ополчения, поступили в военную академию и на курсы медсестер, участвовали в строительстве оборонительных сооружений.

С первых дней войны научные исследования университета были переориентированы на решение задач, связанных с выполнением заказов для фронта. Химики университета под руководством проф. Н. И. Трифонова разработали и наладили массовое производство зажигательной бутылочной гранаты. В экспериментальных мастерских (ул. Горького 88) физики и математики изготавливали различные взрывные устройств, новые приборы радиосвязи для Красной Армии, испытывали на прочность различные материалы.

За отличную военно-оборонную, научную и научно-техническую работу только в 1941-1942 годах 54 человека были награждены почетными грамотами, благодарностями командования Южного фронта и наркома просвещения, правительственными наградами.

С июля 1942 года по ноябрь 1944 года РГУ находился в эвакуации в г. Ош Киргизской ССР. Во время своего пребывания там университет продолжал свою педагогическую и научно-исследовательскую работу.

Химики, биологи

  • разработали меры повышения урожайности сельскохозяйственных культур,

  • оказывали агрономическую помощь колхозам и совхозам области;

  • изучали местное лекарственное сырье, в том числе лечебные свойства аю-чача (против чесотки домашних животных);

  • работали над улучшением качества хлопка.

Геологи выявили природные богатства республики (Наукатский минерально-сырьевой комплекс и т.п.).

Физики, историки, филологи проводили широкую политико-просветительную работу, работали в школах.

В результате научно-исследовательской и методической работы была подготовлена к печати 61 рукопись объемом 80-90 печатных листов, из которых 27 - результат научных экспедиций по изучению природных богатств Ошской области.

Сообщение об освобождении 14 февраля 1943г. Ростова от немецких захватчиков воодушевило наднждой на скорое возвращение в родной город. Коллектив университета работал еще с большей энергией и 15 июля успешно закончил учебный год.

В ответ на просьбы, посланные в Наркомпрос и в Ростовский обком ВКП(б), о разрешении рэвакуировать университет были получены указания о необходимости продолжать работу в г.Ош и готовиться к новому учебному году. В Ростове же в 1943г. по решению областных организаций начал функционировать филиал университета.

В начале 1944г. было получено указание о реэвакуации. Коллектив РГУ помог создать базу и подобрать преподавательский состав для пединститута, который было решено создать в г.Ош. после отъезда университета. Этот институт работает в настоящее время. В числе его сотрудников осталось несколько преподавателей университета.

2 мая 1944 года коллектив университета распрощался с Киргизской ССР и 16 мая прибыл в Ростов.

Тяжелая картина открылась перед вернувшимися : красавец-город был изуродован фашистскими извергами до неузнаваемости. Разрушены почти все здания шести ростовских вузов. Вместо научной библиотеки РГУ стоял остов с перекошенными железными балками, а красивое здание физмата превратилось в руины. В главном корпусе университета была пробита крыша и разрушен 5-й этаж, окна заложены кирпичом или забиты досками. В здание химфака попал снаряд. Отопительная и канализационная системы не работали; хозяйственное и научно-учебное оборудование почти полностью исчезло. Разбитыми оказались все дома Новороссийской биостанции и все оранжереи Ботангического сада с богатой тропической и субтропической растительностью, расхищены оккупантами инвентарь и тягловая сила Азово-Донской станции и Ботанического сада.

Перед коллективом университета стояли большие и сложные задачи :

  • разместить прибывших студентов, научных работников и служащих\ лишившихся своих квартир

  • начать восстановление зданий РГУ

  • привести в порядок оборудование

  • восстановить учебную и научную жизнь.

Учебные занятия в мае-июне 1944г. проходили главным образом в общежитии.

Коллектив научных работников, студентов и служащих усердно работал на строительстве и восстановлении зданий, оборудования и библиотеки.

В начале 1945г. университет получил обратно свой главный корпус (ул. Энгельса 105). Сюда перебрались все факультеты кроме химфака и физмата, все общеуниверситетские кафедры, ректорат, бухгалтерия и научная библиотека.Учебная жизнь постепенно налаживалась.

В марте 1945 года была проведена научная конференция по итогам работы Ростовского государственного университета им. Молотова за 5лет.

На 1 августа 1945 года в университете обучалось 775 студентов и 147 преподавателей вели научно-педагогическую работу.

К 1950 году учебно-материальная база университета была в основном восстановлена и отчасти даже расширена по сравнению с довоенным временем.

К 1949 году были восстановлены и отремонтированы

  • главный корпус,

  • здания физмата и химфака,

  • часть построек Ботанического сада, Азово-Донской биостанции и Новороссийской биологической станции.

Кроме того, было построено новое здание для химфака.

Возобновили деятельность все научные и учебно-вспомогательные учреждения, были вновь организованы полевая почвенная станция и астрономическая обсерватория.

В 1946 году начала функционировать почвенная станция, а в 1948 - астрономическая обсерватория и ионосферная станция.

1 сентября 1947 года был открыт юридический факультет с одной кафедрой

  • теории и истории государства и права,

а со следующего года - еще две кафедры:

  • гражданского права и процесса,

  • уголовного права и процесса.

На историко-филологическом факультете, открытом в 1941году в составе двух отделений:

  • исторического,

  • русского языка и литературы,

создаются еще два отделения:

  • романо-германское и логики (в 1955году переведенное в Ростовский педагогический институт ),

  • психологии и русского языка (набор прекращен в 1953 году)

На романо-германском отделении с 15 августа 1947г. начали работать кафедры

  • анлийского языка и литературы

  • французского языка и литературы

  • немецкого языка и литературы

С 15 декабря 1948г. на физмате организована кафедра

  • истории физико-математических наук

В 1948 году отдел почвоведения был переведен с геолого-почвенного факультета на биологический, а географический объединен с геологическим.

Немногим более 5 лет потребовалось коллективу университета для того, чтобы достичь, а по некоторым показателям и превзойти довоенный уровень в подготовке кадров и в научной работе.

С 1938 по 1954 г. ректором Ростовского университета был Семен Ефимович Белозеров, доцент, кандидат физико-математических наук.

С 1955 по 1957гг. ректором РГУ работал член-корреспондент АН СССР Олег Александрович Алекин, специалист в области гидрохимии.

В университете создается

  • вычислительный центр и проведена подготовительная работа по организации проблемных лабораторий

  • полупроводников-сегнетоэлектриков

  • электрофизиологии нервной системы

  • рентгенографической спектроскопии.

В 1958г. при университете создано уставное книгоиздательство.

В конце 60-х - начале 70-х годов в основном завершается формирование современной структуры университета, которая органично объединяет научные и учебные подразделения, опытное производство и базы постоянной практики студентов.

Все это составило основу для перехода в 70-е годы к новому этапу в организации работы, когда на базе физического, биологического, химического факультетов и научно-исследовательских институтов физики, биологии и нейрокибернетики, физической и органической химии, математики и механики были созданы единые учебно-научно-воспитательные комплексы.

С августа 1957г. ректором университета являлся ученый с мировым именем, член-корреспондент Академии наук СССР Юрий Андреевич Жданов. Специалист в области химии природных и высокомолекулярных соединений. Одновременно с исследованиями в области химии Ю.А.Жданов ведет интенсивную разработку актуальных философских проблем. Неслучайно на философском факультете РГУ появилась одна из первых в стране университетских кафедр истории и теории культуры.

Вклад университета в решении задач социалистического строительства был отмечен в 1966г. высокой правительственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени.

Возрастание роли науки, усиление ее влияния на решение практических задач определило и дальнейшее развитие университета, который стал ведущим вузом региона.

В 1969г. был создан первый в стране Северо-Кавказский научный центр высшей школы, объединивший 44 вуза, около 200 научно-исследовательских учреждений.

Ученые университета включились в разработку многих фундаментальных и прикладных исследований. Университет нередко брал на себя ответственность за создание целевых программ, подготовку кадров.

В 80-е годы университет вступил как мощный научно-учебный комплекс, имея в составе

  10 факультетов :

  5 научно-исследовательских институтов :

В это время РГУ представляет собой учебно-научно-производственный комплекс, в который входят факультеты:

  • o    физический

  • o    механико-математический

  • o    химический

  • o    геолого-географический

  • o    биолого-почвенный

  • o    исторический

  • o    юридический

  • o    экономический

  • o    психологии

  • o    философии и культурологии

  • o    социологии и политологии

  • o    филологии и журналистики

  • o    отделение регионоведения

  • o    военный

  • o    открытый

         три филиала :

  • o    Волгодонской институт экономики, управления и права

  • o    Карачаево-Черкесский

  • o    Махачкалинский

         10 научно-исследовательских институтов:

  • o    НИИ физики

  • o    НИИ механики и прикладной математики

  • o    НИИ физической и органической химии

  • o    НИИ биологии

  • o    НИИ нейрокибернетики

  • o    НИИ геохимии биосферы

  • o    УНИИ валеологии

  • o    НИИ проблем углеводородного сырья

  • o    Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем

  • o    Институт геоэкологии и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

         научное конструкторско-технологическое бюро "Пьезоприбор"

         Технопарк РГУ и Бизнес-инкубатор

         Институт права и управления

         Южно-Российский центр информатизации высшей школы (ЮГИНФО)

         Южно-Российский центр академической мобильности (ЮРЦАМ)

         зональная научная библиотека

         издательство

         Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук (ИППК)

         Учебно-производственное хозяйство

         Ботанический сад

         учебная база практики "Никель"(Республика Адыгея)

         спортивно-оздоровительный лагерь "Лиманчик" на берегу Черного моря

         другие учебные, вспомогательные подразделения

За годы своего существования университет подготовил около 100 тысяч специалистов, многие из которых добились успехов на ппрофессиональном поприще. Диплом РГУ имеют академики РАН В.И.Минкин, возглавляющий ныне НИИ физической и органичекой химии, директор НИИ биологии моря(Мурманск) Г.Г.Матишов, ректор Кубанского госуниверситета В.А.Бабешко, писатель А.И.Солженицын, председатель Конституционного суда Российской Федерации М.В.Баглай, член КС России Н.С.Бондарь, бывший Чрезвычайный и полномочный посол России в Израиле, а ныне политический обозреватель "Известий" А.Е.Бовин, бывший председатель Центр избиркома РФ, Чрезвычайный и полномочный посол России в Югославии Н.Г.Рябов, лауреат Государственной премии СССР, професор Е.Г.Фесенко, известный политический деятель, главный редактор еженедельника "Аргументы и факты" В.А.Старков, популярный ведущий авторских программ Дмитрий Дибров, писатель Данил Корецкий, первый заместитель министра внутренних дел В.И.Колесников, ректор Ростовского государственного педагогического университета А.А.Греков и др.

С 1990г. в РГУ действует учебно-педагогический комплекс "Университет-школа", включающий факультеты, общеуниверситетские кафедры, 22 общеобразовательные школы и созданные при РГУ юридический, экономический и классический лицеи.

Важное место в структуре РГУ занимает зональная научная библиотека. Это богатейшее собрание отечественной и иностранной литературы по разнообразным отраслям знаний. Фонд библиотеки насчитывает около 3 млн книг и журналов, в том числе иностранных - 179834, редких книг - 8070. Среди редких изданий - собрание старославянских рукописей, книг кириллической и гражданской печати, иностранные издания XVI-XIXвв. Библиотека располагает 7 абонентами и 6 читальными залами, в которых ежегодно обслуживается свыше 57 тысяч читателей, выдается около 1млн 800 тыс. книг.

С 1990г. в библиотеке функционирует автоматизированная информационно-библотечная система : электронные каталоги книг, автореыератов и диссертаций, редких книг, зарубежных изданий, жлектронная картотека журнальных статей и периодики, трудов ученых РГУ.

В РГУ издается пять научных журналов :

  • "Известия высших учебных заведений"

  • "Валеология"

  • "Филологический вестник"

  • "Донская археология"

  • "Рубикон"

Основные события университетской жизни находят отражение на страницах многотиражной газеты "Ростовский университет" и газеты юридического факультета "Живой голос", на сайте университета в Internet (www.rsu.ru) и сетевом электронном издании "Ростовская электронная газета"(www.relga.ru).

Ведущую роль в университете играют учебные подразделения.

Биолого-почвенный факультет готовит специалистов по трем специальностям

  • биология,

  • биоэкология,

  • почвоведение

и двум направлениям

  • биология

  • почвоведение

В составе факультета 8 кафедр :

1.      ботаники

2.      зоологии

3.      физиологии человека и животных

4.      биохимии и микробиологии

5.      экологии и природопользования

6.      генетики

7.      почвоведения и агрохимии

8.      основ медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности

Студенты проходят подготовку не только на кафедрах факультета, но и в НИИ биологии, НИИ нейрокибернетики, УНИИ валеологии, Ботаническом саду. На практику студенты младших курсов выезжают в горы Кавказа и Низовья Дона, а старшекурсники - в ведущие научные центры России.

Химический факультет осуществляет набор на специальность и направление химия. На шести кафедрах ведется подготовка студентов по специализациям

  • химия твердого тела

  • методика преподавания химии

  • аналитическая химия

  • органическая химия

  • физическая химия

  • коллоидная химия

  • элетрохимия

  • химия окружающей среды и химическая экспертиза

  • химическое сопротивление материалов и защита от коррозии.

Химический факультет тесно сотрудничает с НИИ ФОХ и Эколого-аналитическим центром РГУ, где студенты и сотрудники имеют возможность работать на новейшем оборудовании с применением современных технологий.

На физическом факультете подготовка специалистов осуществляется в рамках многоуровневой системы - бакалавр, специалист, магистр. Студенты могут освоить три специальности :

1.      физика

  • o    теоретическая физика

  • o    физика космоса

  • o    вычислительная физика и информатика

  • o    физика кристаллов и структурного анализа

  • o    рентгеновская и оптическая спектроскопия

  • o    биофизика и биокибернетика

  • o    медицинская физика

2.      радиофизика и электроника

  • o    квантовая радиофизика

  • o    микропроцессорная техника

  • o    современные средства связи и телекоммуникации

  • o    прикладная электродинамика и компьютерное моделирование

  • o    твердотельная электроника

3.      микроэлектроника твердотельная микроэлектроника

  • o    инженер

Кроме того, на педагогическом потоке осуществляется подготовка преподавателей физики для средних школ, лицеев и гимназий.

В составе факультета 10 кафедр :

1.      общей физики

2.      физики космоса

3.      теретической и вычислительной физики

4.      физики твердого тела

5.      физики кристаллов и структурного анализа

6.      физики полупроводников

7.      радиофизики

8.      прикладной электродинимики и компьютерного моделирования

9.      квантовой радиофизики

10.  биофизики и биокибернетики.

Все специализирующиеся кафедры проводят ежегодный набор в аспирантуру, а по специальности радиофизика и электроника имеется докторантура.

Геолого-географический факультет предлагает шесть специальностей :

1.      геология

2.      геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых

3.      география

4.      гидрогеология и инженерная геология

5.      геология нефти и газа

6.      геоэкология.

В составе факультета 11 кафедр :

1.      минералогии и петрографии

2.      месторождений полезных ископаемых

3.      геоэкологии и прикладной геохимии

4.      гидрогеологии

5.      инженерной и нефтегазовой геологии

6.      физической географии

7.      экологии и охраны природы

8.      экономической и социальной географии и природопользования

9.      общей географии

10.  краеведения и туризма

11.  общей и исторической геологии.

Механико-математический факультет проводит набор студентов по трем специальностям:

  • математика

  • прикладная математика и информатика

  • механика

и трем направлениям:

  • математика

  • прикладная математика и информатика

  • математика и прикладная математика

Активно участвуют в учебном процессе научные сотрудники НИИ механики и прикладной математики и Южно-Российский центр информатизации высшей школы (ЮГИНФО РГУ). В составе факультета 12 кафедр:

1.      математического анализа

2.      алгебры и дискретной математики

3.      дифференциальных и интегральных уравнений

4.      теории функций и функционального анализа

5.      геометрии

6.      вычислительной математики и математической физики

7.      информатики и вычислительного эксперимента

8.      прикладной математики и программирования

9.      исследования операций

10.  математического моделирования

11.  теории упругости

12.  теоретической гидроаэромеханики.

Исторический факультет имеет 7 кафедр:

1.      отечественной истории периода феодализма и специальных исторических дисциплин

2.      отечественной истории XIX-начала XX века

3.      отечественной истории новейшего времени

4.      истории общественных движений и политических партий России

5.      истории древнего мира и средних веков

6.      новой и новейшей истории

7.      политической истории

и археологичаскую лабораторию.

Готовит студентов по специализации история со специализацией:

  • историк-политолог

  • историк-краевед

  • археолог

  • преподаватель ср.школ, колледжей,ср.спец. учебных заведений, вузов

  • историк-международник.

Юридический факультет, наиболее многочисленный набирает студентов на одну специальность - юриспруденция, в рамках которой существуют специализации:

  • государственно-правовая

  • уголовно-правовая

  • гражданско-правовая

  • международно-правовая

В составе факультета 9 кафедр :

1.      государственного и международного права

2.      уголовного права и криминологии

3.      уголовного процесса и криминалистики

4.      муниципального права и управления

5.      теории и истории государства и права

6.      гражданского права

7.      гражданского процесса

8.      предпринимательского права

9.      основ правоведения

Экономический факультет готовит специалистов по специальностям:

  • экономическая теория

  • математические методы в экономике

  • менеджмент организации

  • антикризисное управление

  • мировая экономика

  • финансы и кредит

  • бух.учет, анализ и аудит

а также по направлению экономика.

В составе факультета 11 кафедр:

1.      теории рынка

2.      экономической кибернетики

3.      экономической теории

4.      экономики и менеджмента

5.      истории экономических учений

6.      теории и практики гос.регулирования экономики

7.      теории и технологии в менеджменте

8.      экономики и предпринимательства

9.      политической экономии и экономической политики

10.  мировой экономики

11.  финансов и учета

Факультет сотрудничает с Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем а также с зарубежными университетами.

Факультет философии и культурологии имеет две специальности:

         философия

  • o    социальная философия

  • o    философия права

  • o    история философии

  • o    философия религии

  • o    философия и методология науки

         культурология

  • o    история и теория культуры

В составе факультета 6 кафедр:

1.      истории философии и философской антропологии

2.      философии религии

3.      социальной философии и философии права

4.      философии и методологии науки

5.      теории культуры, этики и эстетики

6.      исторической культурологии

Факультет социологии и политологии - самый молодой факультет был образован в 1998г. Подготовка студентов ведется по трем специальностям:

         социальная работа

         социология

  • o    теоретическая социология

  • o    практическая социология

         политология

В составе факультета 4 кафедры:

1.      политологии

2.      прикладной социологии

3.      теории социологии и социальных технологий

4.      политической социологии

Факультет филологии и журналистики готовит специалистов по трем направлениям:

  • филология

  • лингвистика

  • журналистика

по трем специальностям:

  • романо-германская филология

  • отечественная филология

  • журналистика

и двум специализациям:

  • международная журналистика

  • реклама и информационный маркетинг

В составе факультета 9 кафедр:

1.      общего и сравнительного языкознания

2.      русского языка

3.      русской литературы

4.      истории отечественной литературы XX века

5.      истории и теории мировой литературы

6.      романо-германской филологии

7.      теории журналистики

8.      истории журналистики

9.      языка массовых коммуникаций

Имеется аспирантура по 5 специальностям: русский язык, журналистика, русская литература, литература стран Западной Европы, Америки, Австралии.

Факультет психологии готовит специалистов-психологов. В составе факультета 6 кафедр:

1.      психофизиологии и психологии развития

2.      социальной психологии

3.      психологии личности

4.      теоретических и прикладных методов психологии

5.      педагогики и педагогической психологии

6.      валеопсихологии и физической культуры

Открыта аспирантура и специализированный совет по защите диссертаций по специальностям психофизиология и социальная психология.

При факультете существуют Центр переподготовки, который осуществляет подготовку психологов по программам дополнительного образования, а также "Школа психолога" для лиц, желающих поступить на факультет психологии РГУ.

Отделение регионоведения обучает студентов по специальности регионоведение с 1998г. Выпускники могут работать в органах гос.управления республик, краев, областей Северного Кавказа, в региональных структурах, представляющих федеральные министерства и ведомства, в средствах массовой информации, в политических и общественных организациях, в экономических структурах, как государственных, так и коммерческих.

Открытый факультет создан в 1998г. для получения всеми желающими дополнительного образования по курсам:

  • психофизиология

  • основы психоанализа

  • технология рекламной деятельности

  • современные рекламные технологии

  • математическое моделирование менеджмента и маркетинга

  • технологический контроль качества пищевых продуктов

  • химико-фармацевтический анализ

  • анализ земли и сертификация почв и др.

По окончании курса может быть сдан зачет или экзамен и получено удостоверение-сертификат Ростовского госуниверситета.

НИИ нейрокибернетики им.А.Б.Когана основан в 1971г. В его составе 4 отдела и 10 лабораторий.

Исследования ведутся по направлениям:

  • нейробиология - физиологические, морфологические и поведенческие исследования механизмов работы нейронных систем

  • нейроинформатика - исследование принципов и разработка устройств для моделирования процессов управления и переработки информации в естественных нейронных сетях

  • психофизиология - изучение нервных механизмов формирования функционального состояния мозга человека и животных

  • биомедицинская инженерия - разработка программно-технических комплексов медико-биологического и психофизиологического назначения

Работы института охватывают широкий комплекс вопросов от молекулярного и клеточного уровня через организацию нейронных ансамблей и подсистем мозга до целостной организации работы нервной системы, а также применение полученных знаний в технике и медицине.

>В НИИ НК совместно с физфаком РГУ организована кафедра биофизики и биокибернетики, где проходят специализацию студенты и магистры. Организована подготовка аспирантов по трем специальностям.

НИИ физической и органической химии основан в 1971г.
Основные научные направления:

  • синтез и исследование фотохимически активных структур для систем записи информации и преобразования энергии

  • синтез, строение и исследования реакционной способности органических, природных, координационных соединений, моделирующих биологически важные процессы и объекты

  • направленный синтез, комплексное изучение синтетических и модифицированных природных физиологически активных веществ с целью создания оригинальных лекарственных веществ, поиск и исследование эффективных органических фотохромных и люминисцентных соединений и др.

НИИ механики и прикладной математики основан в 1971г.
Основные научные направления:

  • механика твердого деформируемого тела,прочность и разрушение,математические процессы механики сплошной среды

  • математическое моделирование эколого-экономических систем

  • математические модели тонкостенных конструкций

  • разработка новых строительных материалов на основе промышленных отходов и ресурсо-сберегающие технологии возведения несущих конструкций

  • расчет, технология и применение пьезоактивных композиционных материалов в ультразвуковых устройствах

  • разработка новых типов энергонасыщенных зубчатых передач

НИИ физики основан в 1970г. на базе научно-исследовательского физико-математического института, существовавшего в Ростовском университете с 1936г.
Основные научные направления:

  • рентгеновская и электронная спектроскопия

  • атомное и электронное строение твердого тела

  • физика сегнетоэлектриков и сегнетопьезоэлектрических материалов

  • нелинейная физика

  • теоретические и экспериментальные исследования фазовых низких температур и высокотемпературной сверхпроводимости

  • астрофизика

  • космология

  • физика околоземного пространства

  • хронобиология

В институте разрабатываются и выпускаются

  • пьезоэлектрические преобразователи и датчики,

  • приборы для ультразвуковой медицинской диагностики,

  • активные и пассивные СВЧ-устройства

  • лазеры на парах металлов,

  • сложное аналитическое оборудование и приборы.

НИИ биологии основан в 1936г.
Основные научные направления:

  • исследование молекулярных и генетических механизмов контроля метаболических процессов в норме, при экстремальных воздействиях и патологических состояниях,

  • разработка генетических, биохимических и биофизических методов оценки состояния организма,

  • прогнозирование индивидуальной чувствительности к действию экстремальных факторов среды обитания,

  • методы соматической гибридизации с целью получения пластидных хлорофильных и устойчивых к стрессам мутаций высших растений и их селекционного улучшения,

  • рациональное использование и повышение производительности природных ресурсов с целью более эффективного их применения в народном хозяйстве,

  • мониторинг плодородия почв

  • мониторинг акватории Дона, Цимлянского и Азовского морей.

НИИ геохимии биосферы основан в 1991г.
Основные научные направления:

  • проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования,

  • проблемы миграции и концентрации химических элементов в природных и техногенных геохимических ландшафтах,

  • прогнозирование и поиск месторождений полезных ископаемых геохимическими методами

  • проблемы накопления в различных ландшафтно-геохимических условиях.

НИИ проблем углеводородного сырья основан в 1999г.
Приоритетные направления института охватывают области:

  • геологии - решение проблем генезиса, преобразования и подсчета ресурсов углеводородного сырья с использованием хронобаротермических, термобарогеохимических, динамокатагенетических, дистанционных и др.методов исследований,

  • гидрогеологии - установление генезиса, формирования химического состава, миграции подземных вод глубоких горизонтов зоны катагенеза,

  • экологической геологии - исследования эколого-геологических условий территорий поисков, разведки, добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья и развитых на них урбосистем,

  • инженерной геологии - исследование инженерно-геологических условий территорий для обоснования строительства объектов добычи, транспортировки и переработки цглеводородного сырья, в том числе в особо сложных геодинамических условиях,

  • геоинформатики и моделирования - создание тектонодинамической модели развития осадочно-породных бассейнов и древних бассейнов с мета морфическими толщами.

Наряду с основными направлениями исследований разрабатывается обширный комплекс вопросов, связанный с прогнозом заводнения территорий, изменения коллекторских свойств пород, фазового состояния углеводородов и влагосодержания в нефтях, перспектив строительства подземных хранилищ газа, разработкой методов извлечения цветных, редких и благородных металлов из углеводородного сырья и подземных вод с использованием вакуумных технологий, оценкой запасов строит.материалов и др.

Институт геоэкологии и прогнозирования чрезвычайных ситуаций основан в 2000г.
Основные научные направления:

  • выявление естественных тенденций глобального эколого-биосферного про

  • разработка научных основ прогнозирования антропогенных изменений природной среды в близком и отдаленном будущем с учетом естественных тенденций эколого-биосферного процесса,

  • разработка теоретических основ и методов комплексной оценки состояния окружающей среды с целью выявления проблемных ситуаций и предупреждения экологических кризисов регионального масштаба,

  • разработка научно-методических основ прогнозирования и оценки экологических последствий техногенных аварий и природных катастроф регионального масштаба,

  • разработка современных методов оценки и прогноза состояния водных ресурсов и их качества с учетом антропогенной деятельности и изменений климата,

  • разработка методологии планирования оперативного управления и контроля процессами природопользования.

Научное конструкторско-технологическое бюро "Пьезоприбор" основано в 1976г.
Основными структурными единицами НКТБ "Пьезоприбор" являются отделы и лаборатории, а кроме того, имеется опытное производство и гидро акустический полигон. В 1999г. на базе НКТБ "Пьезоприбор" создан филиал НИИ физических измерений Росавиакосмоса.

Основные научно-технические направления:

  • разработка и изготовление высокоэффективных пьезокерамических материалов, стабильных к воздействию внешних факторов,

  • разработка и изготовление пьезокерамических элементов для датчиков различного назначения,

  • проектирование и изготовление автоматизированных систем управления,

  • разработка и изготовление технологического оборудования,

  • новые технологии ресурсосберегающей эксплуатации оборудования для нефтяной, газовой, угольной промышленности и атомной энергетики.

  • разработка и изготовление гидроакустических приборов,

  • создание новых образцов ультрамедицинского обрудования,

  • разработка методов метрологического обеспечения датчиков давления, ускорения.

Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем основан в 1986г.
Основные научные направления:

  • регионоведение и экономика природопользования

  • экономика инноваций и бизнеса

  • теория рынка и маркетинговые исследования

  • региональный менеджмент и социальный мониторинг,

  • экономика и социология образования,

  • исследование и прогнозирование общественного мнения.

Учебно-научно-исследовательский институт валеологии основан в 1998г.
Основные направления:

  • изучение механизмов формирования, развития и сохранения здоровья человека в онтогенезе,

  • нейрональные и эндокринные механизмы регуляции, компенсации и взаимодействия вегетативных систем организма в критические сенситивные периоды онтогенеза,

  • нейрональные механизмы компенсаторного взаимодействия сенсорных, моторных, вегетативных центров мозга в онтогенезе,

  • разработка методов и программно-технических средств текущего и мониторного контроля, прогноза и коррекции состояния резервов организма человека в онтогенезе,

  • генетический мониторинг.

ЮГИНФО РГУ (Южно-Российский центр информатизации высшей школы) - ранне ВЦ РГУ - основан в октябре 1958г.
Основные научные направления:

  • разработка, обоснование и реализация на параллельных супер-ЭВМ математических моделей гидрофизических процессов в водоемах, интеграционных методов их решений на параллельных супер-ЭВМ с использованием асинхронных параллельных систем и сетевых протоколов,

  • создание и развитие компьютерной сети РГУ и научно- образовательной телекоммуникационной сети Ростовской области,

  • прикладная логика,

  • теория программирования,

  • логические средства проектирования и сопровождения сложных систем,

  • методы создания интеллектуального программного обеспечения.

Ботанический сад РГУ основан в 1927г.
В настоящее время он считается одним из крупнейших в России хранилищ генофонда отечественной и иноземной флоры. На площади 160,5 га размещены богатейшие коллекции и экспозиции растений, насчитывающие около 6 тысяч таксономических единиц декоративных, древесно-кустарниковых, лиственных, хвойных, лекарственных, цветочных, тропических и субтропических растений. Ботанический сад является членом Международного совета по охране растений, Межрегиональной Ассоциации Евро-Азиатских ботанических садов и Совета ботанических садов России.

Международная деятельность РГУ направлена на развитие партнерских отнощений с вузами зарубежных стран и включает в себя обучение иностранных студентов и стажеров, а также подготовку аспирантов и докторантов; проведение совместных научных исследований; академический обмен учащимися, преподавателями и научными сотрудниками.

Управление этим видом деятельности университета осуществляют международные службы, включающие отдел международных связей и Центр международных образовательных программ.

Подготовка специалистов для зарубежных стран в РГУ осуществляется более 50 лет.

Университет сотрудничает с международными фондами, организациями и программами, например, Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса), Германская служба академических обменов, программа ТАСИС Европейского Союза, ТЕМПУС, АСПРЯЛ, АЙРЕКС, ИНТАС, Евразия и др.

Ростовский госуниверситет является учатником Южно-Российского центра академической мобильности, главная цель которого состоит в формировании кооперационных программ международного сотрудничества вузов Юга России.

В соответствии с Законом об образовании в 1992г. Ростовский-на-Дону государственный университет был аттестован Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России по всем специальностям и рекомендован к государственному финансированию. В апреле 1998г. аттестационная комиссия Минобразования РФ вновь признала РГУ аттестованым по 28 специальностям и 7 направлениям.