ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛГОДОНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (ФИЛИАЛ) ФГОУ ВПО

 «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Неделя кафедры социологии и социальной работы

 

Молодежь

как стратегический ресурс развития российского общества

 

 

 

Материалы недели

кафедры социологии и социальной работы

 

 

 

 

23 МАРТА  - 27 МАРТА

2009г

 

 

 

Волгодонск

 

УДК 364:316

ББК  65.272+60.05

Н – 42

 

 

 

Печатается по решению заседания кафедры  социологии и социальной работы

 

Под общей редакцией:

кандидата педагогических наук, доцента Н.П. Василенко

 

 

 

Рецензент:

доктор философских наук, профессор Н.С. Речкин

 

 

 

 

Неделя кафедры: Материалы недели кафедры социологии и социальной работы «Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества». – Волгодонск, 2009. – 36с.

 

 

 

 

В сборнике представлены материалы, отражающие содержание мероприятий недели кафедры социологии и социальной работы, а также выдержки из тезисов докладов II студенческой конференции по теме «Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества». Тематика материалов, основанных на  исследованиях студентов кафедры, очень разнообразна и охватывает многие актуальные проблемы современного общества.

 

   

 

© Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) ФГОУ ВПО Южный федеральный университет

 

 

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

 

 

 

23 марта

12.00

Открытие недели кафедры социологии и социальной работы.

«Молодежь России как стратегический ресурс страны».  к.с.н. В.И. Лабунская

 

12.30

Молодежное ток-шоу «А чё я сделал?»

Ведущие Е.Скакунов, 3 курс специальность «Социология», Е. Фуртикова,4 курс специальность «Социология»

 

 

 

24 марта

 

9.00

Олимпиада для студентов 3, 4, 5 курсов специальности «Социальная работа»

Организаторы: к.с.н. Железнякова А.В., ст.пр. Швалева Т.В.

 

12.50

Конкурс «Что? Где? Когда?» для студентов 1 курсов специальностей «Социология», «Социальная работа».

Организаторы: кафедра философии, истории и культурологии.

 

14.30

Презентации групп специальности «Социальная работа».

 

16.00

Занятие кружка «Искусство как специфическая сфера духовного производства».

Руководитель к.с.н. В.И. Лабунская.

 

 

 

25 марта

 

9.00

Олимпиада для студентов 3, 4, 5 курсов специальности «социология»

Организаторы: к.ф.н. Н.И. Лобковская, к.с.н. В.И. Лабунская.

 

10.00

Мастер – класс социального работника детского психоневрологического диспансера г. Волгодонска Маляровой Л.Л. для студентов 3 курса специальности «Социальная работа»

Руководитель  к.п.н. Е.А. Столбникова

 

12.50

Тренинг «Как устроиться на работу» для студентов 2, 4, 5  курсов специальности «Социальная работа».

Руководитель: менеджер по подбору кадров кадрового агентства «Персонал» Ю.А. Куц.

 

14.30

Презентации групп специальности «Социология».

 

 

 

26 марта

 

9.00

Научно-практическая конференция «Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества»

Секция специальности «Социология» «Молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений».

Руководители секции: к.ф.н. Н.И. Лобковская, к.с.н. В.И. Лабунская.

Секретарь В. Белоусова студентка 2 курса специальности «Социология».

 

12.00

Научно-практическая конференция «Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества»

Секция специальности «Социальная работа» «Молодежь как объект и субъект социальной работы».

Руководители секции: к.с.н. А.В. Железнякова, ст.пр. Т.В. Швалева.

Секретарь О. Быковская студентка 4 курса специальности «Социальная работа».

 

14.00

Открытый семинар-практикум по дисциплине «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».

Организатор: к.м.н. Л.М. Демьянова.

 

 

15.00

Мастер-класс зам. директора ДТ и СР С.В. Дубенцевой «Деятельность департамента труда и социального развития г. Волгодонска» для студентов 4 курса специальности «Социальная работа».

 

 

 

27 марта

 

12.00

Подведение итогов недели кафедры социологии и социальной работы

 

 

 

Открытие недели кафедры социологии и социальной работы.

 

Доклад: «Молодежь России как стратегический ресурс страны».

 к.с.н. В.И. Лабунская

  

Сегодня молодёжь России – в возрасте от 15 до 29 лет – молодые граждане составляют 24% от общей численности населения страны (на 1 января 2008 г.).   Очевидно, что укрепление позиций России в мире, обеспечение её конкурентоспособности, повышение качества жизни российских граждан возможно только при эффективном задействовании потенциала развития, носителем которого является молодёжь.   

Специфика молодежи заключается в накоплении социального, социокультурного опыта в процессе социализации и социальной адаптации в условиях самостоятельной жизнедеятельности, "взрослой" жизни. В фазе молодости завершается индивидуализация личности, оформление ее жизненных установок и целей. Благодаря этому происходит утверждение в сознании и поведении устойчивых ценностных ориентаций, в том числе социокультурных. Молодежь как особая поколенческая общность обладает сложной, многокачественной и многосоставной структурой.

С другой стороны, можно говорить о качественном улучшении деятельностных и волевых характеристик молодежи: растет самостоятельность, практичность и расчетливость, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д.; увеличивается престижность образования, растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья; в молодежной среде России созревает мощный инновационный потенциал, растет число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем. Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодёжи являются семья, друзья, здоровье, затем следуют интересная работа, деньги и справедливость. Замыкает семёрку главных жизненных ценностей религиозная вера.

Для того чтобы позитивные тенденции стали доминирующими, требуется активная воспитательная и пропагандистская работа.  Системообразующим фактором работы с молодёжью видится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание. Без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности, групп, общества просто невозможно.

Итак, рассматривая молодёжь России как стратегический ресурс страны,  общество должно обеспечить необходимые условия для его развития.

 Необходимо заложить в основание инновационной активности молодого поколения ценности созидания, творчества и общественного    служения;        создать    условия    и    систему специальных форм поддержки социально значимых инициатив молодежи.

 


 Молодежное ток-шоу «А чё я сделал?»

Ведущие:

Скакунов Е., 3 курс специальность «Социология»,

Фуртикова Е., 4 курс специальность «Социология»

 

Открытие Недели кафедры продолжили студенты специальности «Социология» с молодежным ток-шоу «А чё я сделал?».

Участниками стали все студенты кафедры социологии и социальной работы. Экспертами выступили преподаватели кафедры к.с.н. В.И. Лабунская, к.п.н. Е.А. Столбникова, к.с.н. А.В. Железнякова.

Любое событие всегда имеет две стороны. И каждая точка зрения имеет право на существование. И это должно происходить всегда, исключением только может быть событие, где решается жизнь человека. Участникам предлагалось для обсуждения несколько видео ситуаций: дорожно-транспортное происшествие, формы проявления девиантного поведения подростков, пребывание подростков в исправительных учреждениях.

Ток-шоу никого не оставил равнодушным. И участники, и эксперты активно высказывали свои точки зрения. Не смотря на некоторые разногласия, все же пришли к единому мнению -   не пускать свою жизнь на самотек, интересоваться своими законными правами и думать о последствиях своих поступков, думать о людях окружающих тебя.

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКооткрытие\IMG_2026.jpg  C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКооткрытие\IMG_2029.jpg

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКооткрытие\IMG_2032.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКооткрытие\IMG_2025.jpg

 

Олимпиада для студентов 3, 4, 5 курсов специальности

«Социальная работа»

Организаторы: к.с.н. Железнякова А.В., ст.пр. Швалева Т.В.

 

 

В содержание олимпиады входили вопросы из теории, истории и технологий социальной работы. Вопросы  соответствовали разному уровню сложности, что заставило студентов применить не только знания, но и умения и навыки в социальной работе. Приняли участие  15   человек.  После подведения итогов экспертная комиссия вынесла решение: присудить первое, второе и третье место следующим студентам:

 

 

 

1 место

Долгодушева Татьяна

студент 3 курса специальности «Социальная работа»

2 место

Собкалова Ирина

студент 3 курса специальности «Социальная работа»

3 место

Зозуля Инга

студент 4 курса специальности «Социальная работа»

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКолимпиада\социальная работа\IMG_2035.jpg

 

 

 

 

Олимпиада для студентов 3, 4, 5 курсов

специальности «Социология»

Организаторы: к.ф.н. Н.И. Лобковская,  к.с.н. В.И. Лабунская.

 

В содержание олимпиады входили вопросы из теории, истории, методологии социологии. Наиболее интересным был вопрос практического характера – составить анкету на одну из заданных тем:

·        Проблемы гражданского общества.

·        Качество высшего образования глазами студентов.

·        Особенности гражданского общества в г. Волгодонске.

·        Ксенофобия в молодежной среде как социально-политическая проблема.

·        Формирование гражданской активности населения.

·        Конфликт поколений.

·        Духовно-ценностные ориентации молодежи.

·        Проблемы молодой семьи.

Приняли участие  17   человек.  После подведения итогов экспертная комиссия вынесла решение: присудить первое, второе и третье место следующим студентам:

 

1место

Кострюков Иван

студент 5 курса специальности «Социология»

2 место

Нахаева Оксана

студент 4 курса специальности «Социология»

3 место

Федчук Ольга

студент 4 курса специальности «Социология»

 

Шиленко Татьяна

студент 4 курса специальности «Социология»

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКолимпиада\социология\IMG_7800.JPG

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКолимпиада\социология\IMG_7801.JPG

 

 

Презентации групп специальности «Социальная работа» и «Социология»

 

Одной  из творческих работ студентов кафедры социологии и социальной работы стала презентация каждой группы, обучающихся на специальности «Социология» и «Социальная работа».

Конкурс презентаций не только выявил огромный креативный потенциал студентов нашей кафедры, но и сплотил их как единый коллектив.

Студенты показали высокий уровень знаний компьютерных технологий, умений применять их. Каждая презентация отличалась ярко выраженной индивидуальностью.

Жюри конкурса отметила все студенческие группы сладкими призами и выбрала самую – самую. Самой – самой была признана презентация 3 курса специальности «Социология»,  представленная в виде фильма.

 

 

 

          

 

 

 

Занятие кружка «Искусство как специфическая сфера духовного производства».

Руководитель к.с.н. В.И. Лабунская.

 

На кафедре социологии и социальной работы функционируют три научных студенческих кружка. Одним из таких является кружок «Искусство как специфическая сфера духовного производства», руководителем которого является кандидат социологических наук Валентина Ивановна Лабунская.

Ж. Барк отмечал «Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться». Темой занятия, проведенного в рамках Недели, стало «Искусство Киевской Руси X – XII веков. Особенности архитектуры». На занятии кружка студенты увидели Россию как государство высокой художественной культуры, истоки которой уходят в глубокую древность.

В конце занятия участники кружка пришли к выводу, что из поколения в поколение художники, музыканты, писатели, архитекторы Древней Руси претворяли в своем творчестве стройную, глубоко осознанную художественную картину мира, отразившую глубину христианского вероучения. Иначе говоря, в древнерусской художественной культуре состоялось некое художественное чудо – полное слияние искусства и религии.

 

 

 

 

Тренинг «Как устроиться на работу» для студентов 2, 4, 5 курсов специальности «Социальная работа».

Руководитель: менеджер по подбору персонала кадрового агентства «Персонал» Ю.А. Куц.

 

Одним из самых интересных мероприятий Недели кафедры  стал тренинг «Как устроиться на работу». Современная молодежь, имея в руках диплом специалиста,  сталкивается с проблемой – найти работу, которая удовлетворяла бы не только потребности молодого человека, но и была бы востребованной и интересной. Поэтому, чтобы найти работу, надо не только уметь правильно составить резюме, но и грамотно вести деловую беседу. В этом трудном этапе и помог разобраться менеджер по подбору персонала кадрового агентства «Персонал» Юлиана Куц.

 

 

 

             

 

 

Конкурс «Что? Где? Когда?»

для студентов 1 курсов

специальностей «Социология», «Социальная работа».

Организаторы: кафедра философии, истории и культурологии.

 

Одной из проблем современного высшего образования является проблема гуманитаризации.  Данный процесс предполагает прежде всего приобщение студентов к гуманитарной культуре человечества.  Гуманитаризация рассматривается как способ приобщения молодого человека к духовным ценностям цивилизованного мира, как его окультуривание в широком смысле слова, отнюдь не сводимом к узкой профессионализации. Именно поэтому учебный процесс должен включать в себя гуманитарный блок дисциплин, таких как философия, история, культурология и др.

Перечисленные гуманитарные дисциплины, как правило, изучаются на первом курсе. Организаторы конкурса «Что? Где? Когда?» ставили задачи: выявить уровень знаний в данном гуманитарном блоке; показать значимость этих дисциплин в формировании интеллектуально-развитой личности современного социума.

Победителями конкурса была признана команда группы специальности «Социология»

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

27 МАРТА 2009 г.

Молодежь как стратегический ресурс

развития российского общества

Секция специальности «Социальная работа»

«Молодежь как объект и субъект социальной работы».

 

Руководители секции: к.с.н. Железнякова А.В., ст.пр. Т.В. Швалева.

Секретарь О. Быковская студентка 4 курса специальности «Социальная работа».

Основные  вопросы, обсуждаемые на секции

ü     Государственная молодёжная политика, её аспекты

ü     Правовое обеспечение социальной работы с молодёжью

ü     Гендерный подход в социальной работе

ü     Социальное служение в молодёжной среде

ü     Волонтерское движение

ü     Молодёжный досуг как сфера самореализации молодёжи

ü     Социальная поддержка молодой семьи

ü     Альтернативные формы брака

ü     Региональные аспекты молодёжной политики

ü     Социальное здоровье молодого поколения

ü     Психотехнологии в социальной работе с молодёжью

ü      Девиации школьного возраста как проблема социальной работы

ü     Девиантное поведение молодёжи как объект социальной работы

 

В работе секции приняли участие студенты 1 – 5 курсов специальности «Социальная работа». Докладчиками стали следующие студенты:

 

Абдурахманова Х. Технологический потенциал работы с молодежью на муниципальном уровне. Научный руководитель к.с.н. А.В. Железнякова.

        

Гижицкая М., Дубинина Н.В. Здоровье и здоровый образ жизни как ценность современной молодежи. Научный руководитель к.п.н. Н.П. Василенко.

Долгодушева Т. Молодежь как объект социальной работы. Научный руководитель к.п.н. Н.П. Василенко.                    

 

Засыпкина Л. Социальная поддержка молодой семьи. Научный руководитель ст.пр. Т.В.Швалева.

 

Кулакова Ю. Ожидание студентов вуза как один из критериев их профессиональной компетентности. Научный руководитель к.п.н. Н.П. Василенко.

            

Литвинова В. Проблема девиантного поведения школьников. Научный руководитель к.с.н. В.И. Лабунская.

 

Оленица В. Социальный  патронаж неблагополучных семей как технология работы социально-реабилитационных центров (на примере г. Волгодонска). Научный руководитель ст.пр. Т.В.Швалева.

 

Омельченко Н. Ценностные приоритеты современной молодежи. Научный руководитель к.п.н. Н.П. Василенко.          

 

Полковникова С. Ведомственная целевая программа «Забота». Научный руководитель С.В. Дубенцева.

            

Собкалова И. Профессиональное самоопределение как один из аспектов профессионализма социальных работников. Научный руководитель к.п.н. Н.П. Василенко.

            

Щусь А. Социальные компетенции как составляющая компетентностного подхода подготовки специалиста в вузе. Научный руководитель к.п.н. Н.П. Василенко.

 

По итогам работы секции комиссия определила следующих победителей:

 

 

1место

Собкалова Ирина

студент 3 курса специальности «Социальная работа»

2 место

Щусь Анжела

студент 5 курса специальности «Социальная работа»

3 место

Кулакова Юлия

студент 4 курса специальности «Социальная работа»

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социальная работа\IMG_2067.jpg

УДК 364-053.6

Технологический потенциал работы с молодежью на муниципальном уровне

Абдурахманова Х. М., студент 5 курса специальности «Социальная работа»

 

Молодое поколение нашей страны в начале XXI века оказалось в чрезвычайно трудной ситуации сразу по нескольким причинам. Главная из них - изменение механизма включения молодых в общественную жизнь, в социальную структуру, их взаимодействия с различными институтами – семьей, школой, профессиональным образованием, трудовыми коллективами, общественными организациями, со своими сверстниками. Появились новые социальные ценности, идеалы, очень часто противоречащие тому, на что ориентируют юношей и девушек родительская семья, группы общения. Молодежь по-иному стала относиться к прошлому, настоящему и будущему.

В декабре 2007 года отделом по молодежной политике города Волгодонска проведен опрос (мониторинг) молодежи города, целью которого является определение эффективности реализации муниципальной целевой комплексной программы «Молодежь Волгодонска» в текущем году.

 Наиболее популярными в молодежной среде являются мероприятия, носящие развлекательный, досуговый характер, а также спортивные и патриотические мероприятия. Причиной неучастия в мероприятиях (согласно данным) является занятость респондентов.

Более пятидесяти процентов молодежи считают себя патриотами своей страны, а защиту Родины одним из главных аспектов деятельности человека. Отвечая на вопрос о значении выражения «любовь к Родине», респонденты активно выбирали первых два аспекта – готовность защищать свою страну, служить в Вооруженных Силах своей страны и знание истории своей страны, боевых подвигов ее народа, следование этим историческим примерам.

Касаемо информированности о работе молодежных организаций в городе Волгодонске, то, по мнению большинства респондентов, данные организации занимаются проведением развлекательных мероприятий и тем, что помогают молодым людям реализовать себя. Основная масса ответивших не готова стать членом общественной организации, школьного или студенческого самоуправления.

Наиболее востребованными профессиями в нашем городе на сегодняшний день, по мнению молодежи, являются строительные специальности. Большинство опрошенных не сомневаются, что смогут устроиться на работу по специальности в нашем городе, после получения профессионального образования.

По данным мониторинга молодежь Волгодонска выступает за здоровый образ жизни: более 50%ответили, что ведут здоровый образ жизни и что за здоровьем необходимо следить постоянно, это самое важное. Ответственным за это (согласно результатам) должен выступать сам гражданин.

Для молодежи города немаловажным аспектом является семья. Так по данным опроса 65% респондентов ответили, что семья является основной структурой для личностного саморазвития человека; 68% выступили за необходимость возрождения авторитета семьи в российском обществе при поддержке государства.

 

 

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социальная работа\IMG_2044.jpg

УДК  364 – 053.6

Молодежь как объект социальной работы.

Долгодушева Т.,

студент 3 курса

специальности

 «Социальная работа».

 

По данным на 2007 год: на Земле проживает 6,6 миллиардов человек. Из них 28% детей, 18% молодежь, 44% основное трудоспособное население, 10% пожилых людей.

На 1 января 2008года молодежь в возрасте от15 до 29 лет составила от общей численности населения России 24%.

Для социальной работы молодежь является объектом исследование, оказания помощи и будущим все страны и, следовательно, у нее есть свои особенности и проблемы.

Во-первых, это социально-экономические проблемы:

1.     низкий уровень жизни, отсутствие собственного жилья.

2.     проблема трудоустройства.

3.     проблема беспризорности и безнадзорности.

4.     преступность.

5.     отсутствие места проведения досуга заставляет молодых людей наркомания и алкоголизм.

Мною было проведено исследование, в котором были задействованы 43 человека разной возрастной категории: 11 класс; студенты 3курса специальности «Социальная работа»; работающая и ищущая работу молодежь в возрасте от 22 до 30лет, работающие в возрасте от 30 до 48 лет  …

Проблемы молодежи:

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социальная работа\IMG_2057.jpg

УДК 364.4:316.356.2

 

Социальная поддержка молодой семьи.

Засыпкина Л.,

студент 2 курса

 специальности «Социальная работа»

 

Сегодня на этапе перехода к рыночным отношениям происходит процесс реформирования многих общественных институтов, одним из которых является семья. Особо уязвимой в новых условиях оказалась молодая семья. Изучение отношений, возникающих в самой семье (материальных, психологических, социальных), политики государства по отношению к молодым семьям, даёт возможность специалистам по социальной работе понять специфику работы с молодыми семьями.

…  Специалисты отмечают одну из главных особенностей мо­лодой семьи в России: объективно недостаточный уровень мате­риальной и финансовой обеспеченности.

… Решение обозначенных задач, в свою очередь, связано с необходимостью:

• общей стабилизации рождаемости и укрепления семьи, в том числе путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

• всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нор­мальной социализации в обществе;

• социальной защиты и поддержки семей в выхаживании, воспитании и развитии детей;

• создания условий для активной самореализации молоде­жи, в том числе и в демографическом поведении.

...

Показатели расходов по пособиям обязательного социального страхования  по г. Волгодонску:

 

Кол-во семей, получивших пособия с начала 2008г - 16 531;

Сумма выплаченных пособий на 2008г    -  43 808 264,24руб.

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социальная работа\IMG_2056.jpg

УДК  378

Ожидания студентов вуза как один из критериев

их профессиональной компетентности

Кулакова Ю.,

 студент 4 курса

специальности

«Социальная работа»

 

…Существенной характеристикой специалиста социальной ра­боты является его готовность к профессиональной деятельности, которая выступает одновременно целью и результатом профес­сионально-личностного развития. Вместе с тем категория «готов­ность» рассматривается и как готовность личности к развитию и саморазвитию.

 в настоящее время, одним из актуальных вопросов становится вопрос «Как работодателям или администрациям учреж­дений высшего профессионального образования оценить и измерить профессиональ­ную компетентность студентов и молодых специалистов - выпускников образовательного учрежде­ния?».

… Исследования ученых, разрабатывающих данную проблему, предложили практикам следующие критерии:

Профессиональная адаптация,  

Реализация ожиданий ( ценностных ожи­даний) 

Наличие проблем в производствен­ном процессе - третья критериальная характеристика профессиональной ком­петентности.  

Конкурентоспособность выпускника на рынке труда  

… тема моего исследования – ожидания студентов вуза как один из критериев их профессиональной компетен­тности. 

… выборку в исследовании составили 37 студентов специальностей социальная работа и   социология старших курсов, женского и мужского пола.

Результаты, проведенного автором исследования, представлены в таблицах и приложениях:

– большинство, а это 54 и 69,2 % считают, что смогли бы адаптироваться за один месяц, а 38  и 15,4  % опрошенных отметили, что даже за неделю.

          - наиболее значимыми для социальных работников оказались такие качества руководителей как: методическое мастерство, справедливость, проф. компетентность, честность; для социологов - глубокое знание сферы деятельности; коммуникабельность; проф. Компетентность.

Ожидания от руководителя: создание здорового психологического климата; признание моих способностей; содействие продвижению в карьере; оказание помощи в освоении профессии.

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социальная работа\IMG_2049.jpg

УДК - 364

Ведомственная целевая программа «Забота»

Полковникова С.,

студент  4 курса специальности «Социальная работа»

 

 

Особенностью социальной политики в современных условиях является переход от поддержки отдельных категорий населения к социальной защите конкретных лиц, действительно в ней нуждающихся.

Последовательное осуществление политики, базирующееся на реально имеющихся ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения.

… Из числа пенсионеров города Волгодонска практически каждый третий нуждается в социальной поддержке, т.к. размер их пенсий не превышает величину прожиточного минимума, установленную для этой демографической группы в Ростовской области. Анализ демографической ситуации в г. Волгодонске показывает, что численность пенсионеров на 1000 человек населения неуклонно растет (в 2003 г.- 155. в 2004 г. - 158, в 2005 г. - 160. в 2006 г. - 164). Увеличивается число лиц старческого возраста, в настоящее время в городе Волгодонске насчитывается более 2600 человек старше 80 лет. Более 70 человек нуждаются в оформлении в дома-интернаты для престарелых и инвалидов по состоянию здоровья или семейным обстоятельствам. Доля инвалидов в общей численности населения города составляет 10%. Рост этого показателя наблюдается с 2003 года.

…В связи с этим в г. Волгодонске с 2007 по 2010 год действует ведомственная целевая программа «Забота»

Цели и задачи программы определены как: Улучшение социального положения инвалидов и граждан пожилого возраста, создание условий для активизации их участия в жизни общества с привлечением средств местного бюджета.

Общий объем финансирования за 2007-2008гг. составил 7763,1 тыс.руб., в том числе: 2008 год – 4 436,4 тыс. рублей,

Запланированный объем ассигнований на 2009-2010гг. составил 8757,9 тыс. руб., в том числе:

2009 год – 4 232, 5 тыс. рублей,

2010 год – 4 525, 4 тыс. рублей.

 

 

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социальная работа\IMG_2066.jpg

УДК 364-43.

Профессиональное самоопределение как один из аспектов профессионализма социального работника.

 Собкалова И.,

студент 3 курса

специальности «Социальная работа»

 

… На современном этапе формирования и развития социальной работы, как сложного процесса, требующего прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д.,  приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе. Все это осуществляется посредством системы профессионального образования социальных работников. В этой связи нельзя не затронуть явление профессионального самоопределения молодого человека.

Профессиональное самоопределе­ние — это действия молодого человека по само­анализу, самопознанию и самооцениванию собст­венных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профес­сиональной подготовки и обучения с целью дос­тижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений

… Результаты исследования следующие: На вопрос «нравится ли Вам ваша будущая профессия?» 68% ответили скорее нравится, чем не нравится, 11% к профессии относятся безразлично, остальные ответы (очень нравится, скорее не нравится и совершенно не нравится) получили равное количество голосов: по 7%.

Поменяли свое представление о будущей профессии в лучшую сторону 61% опрашиваемых, не изменилось оно у 39%.

На вопрос «Выбрали бы Вы вновь свою профессию?» 43% затруднились ответить, 32% ответили утвердительно и 25% высказали противоположное мнение.

После окончания ВУЗа работать по специальности собираются лишь 39%, 29% высказали противоположное намерение и 32% затруднились с ответом.

Наиболее важным качеством социального работника был назван высокий уровень профессионализма, затем следовали такие его качества, как гуманность, коммуникабельность, умение переключаться и управлять своими эмоциями, внимательность и собранность.   …

 

 

 

 

 

УДК  613-053.6

Здоровье и здоровый образ жизни как ценность современной молодежи

Гижицкая М.,

студент 2 курса

специальности «Социальная работа»

Дубинина Н.В.,

 секретарь ВИЭУ и П (филиал) ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

К задачам социальной работы в системе здравоохранения отно­сятся содействие пациенту в повышении его адаптационных ресур­сов в обществе, более полном использовании его физиологическо­го потенциала с учетом состояния здоровья, трудоустройстве, орга­низации доврачебной медицинской помощи и ухода за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населе­ния, санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения эле­ментарных жизненных навыков.

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, спо­собный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного зна­чения и масштаба.

В контексте рассматриваемого вопроса на базе нашего университета было проведено социологическое исследование «Здоровый образ жизни как фактор формирования полноценной личности».

Целью данного исследования  является определение места ЗОЖ  в повседневной жизни студента.

…В исследовании принимали участие студенты ВИ ЭУиП (филиал ЮФУ)  кафедры социология и социальная работа, специальности - социальная работа с 1 по 4 курсы.

… При анализе исследований проведенных в 2004 и 2009 годах наблюдаются изменения взглядов на понятия  здоровый человек, здоровая семья, здоровое общество, здоровая школа, здоровое место работы, здоровая окружающая среда. Здоровый человек – это не только физиологически, психологически и социально здоровая личность, не испытывающая постоянно чувство дискомфорта, а еще и человек который не курит, не пьет, не употребляет наркотиков. При анализе понятия здоровая семья добавилось еще такое понимание, как семья, которая ведет активный образ жизни, без вредных привычек и занимается спортом. В оценке здорового общества используется так же понятие демократии и ценности духовной культуры. В понятие здоровая школа теперь на первом месте стоит такое учебное заведение, в котором царят дружеские отношения педагогов и учеников. В 2004 году даже не было такой трактовки понятия здоровое место работы, как безопасность и комфорт, а на сегодняшний день это является актуальным. И только понимание понятия здоровая окружающая  среда осталось на том же уровне.

 

 

УДК - 378

Социальные компетенции как составляющая компетентностного  подхода подготовки специалиста в вузе

Щусь А.,

студент 5 курса

специальности «Социальная работа»

 

 

XXI век вносит измене­ния в портрет специалиста с высшим обра­зованием, а точнее - в определение требова­ний к его подготовке, личностным и профес­сиональным качествам.  Для результата образования важным стано­вится не только что знает будущий специа­лист, но и как он может действовать.

Одной из особенностей Федерального государствен­ного образовательного стандарту (ФГОС) высшего профессионального обра­зования (ВПО)    яв­ляется его ориентация не столько на ресур­сы и содержание образования, сколько на компетенции выпускников как результа­ты обучения. В нем отражается современ­ная мировая практика проектирования об­разовательных программ,, основанная на планировании результатов обучения {out­come based), получившая название «компетентностный подход». При этом компе­тенция определяется, как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в оп­ределенной области».

… В настоящее время компетентность трактуется как способность (или способность+готовность) к реализации приобретенных знаний, умений, опыта в реальной деятельности. Компонентами компетентности являются предметные +операциональные знания, умения и навыки +способность и готовность их использованию в деятельности + уверенность в деятельности и ответственность за ее результаты.

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, формиро­ванию которых придает важное  значение в подготовке молодежи:

Ø                 коммуникативная компетенция

Ø                 социально-информационная компетенция

Ø                 персональная компетенция

Ø                 политические

Ø                 социальные компетенции.

Исследование проходило в рамках ВИЭУиП(филиал) ЮФУ. У студентов кафедры социологии и социальной работы в количестве 30 человек проводился метод опроса – анкетирование. В анкету мною были включены вопросы, касающиеся значимости, уровня сформированности и возможности приобретения социальных компетенций студентов ВУЗа.

На основе проведенного исследования можно сделать  выводы.

Студентами кафедры социологии и социальной работы выделены наиболее значимые социальные компетенции:

Ø                 принимать, обрабатывать, распростра­нять и преобразовывать информацию (библиотечные ка­талоги, информационные системы, Интернет, электрон­ная почта и др.)

Ø                 общаться в устной и письменной форме на: родном и иностранном языках

Ø                 сотрудничать с людьми, руководить людьми, подчиняться им

 

 

УДК-364

Социальный патронаж неблагополучных семей как технология работы Социально-реабилитационных центров дл несовершеннолетних (на примере г. Волгодонска).

Оленица В.,

студент 4 курса

специальности «Социальная работа»

 

В законодательстве РФ определены различные учреждения социальной защиты детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время общее количество учреждений социального обслуживания граждан в целом по стране составляет более 3,8 тыс. (в 2005 г. их насчитывалось 1,9 тыс.).

В г. Волгодонске находится Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Контингентом обслуживаемых являются дети от 3 до 18 лет и их семьи. Центр состоит из приёмного отделения, отделения помощи семье и детям, отделения социальной диагностики и реализации программ реабилитации, стационарного отделения (приюта), отделения экстренной социальной помощи (телефон доверия).

Было проведено анкетирование специалистов Центра с целью выяснения, какие технологии социальной работы они считают наиболее эффективными для профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

Среди наиболее эффективных технологий социальной работы с такими детьми социальный патронаж выделили 8 человек.

Социальным патронажем неблагополучных семей занимается отделение помощи семье и детям Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних. Специалистами Центра подчёркивается, что социальный патронаж – это комплекс мер по выведению семьи из трудной жизненной ситуации. Специалист по социальной работе в данном случае выступает как посредник, связующее звено между семьёй и всеми учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города, способных оказать помощь семье. Патронаж в СРЦ делится на экстренный, эпизодический и контрольный (после окончания намеченных мероприятий патронажа).

За 2008 г. на социальном патронаже в СРЦ состояло 238 семей. Большинство из них (63%) было поставлено на учёт по причине безнадзорности детей и отсутствия заботы о детях. Значительная часть из них «выписалась» с положительными изменениями в жизненной ситуации – 162, в 76 случаев значимых изменений не произошло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

II НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

27 МАРТА 2009 г.

Молодежь как стратегический ресурс

развития российского общества

Секция специальности «Социология»

«Молодёжь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений»

Руководители секции: к.ф.н. Н.И. Лобковская, к.с.н. В.И. Лабунская.

Секретарь В. Белоусова студентка 2 курса специальности «Социология».

 

Основные  вопросы, обсуждаемые на секции

ü     Духовно-нравственная культура молодёжи

ü     Ценностные приоритеты современной молодёжи

ü     Социокультурные контексты социализации молодёжи

ü     Межпоколенные отношения в современном обществе

ü     Молодёжь и демографические проблемы общества

ü     Молодёжь в системе социальной стратификации

ü     Политическая активность молодого поколения

ü     Проблемы религиозности молодёжи

ü     Молодёжь и православная культура

ü     Образование молодёжи и проблемы вхождения России в Болонский процесс

ü     Тенденции профессионального самоопределения молодёжи

ü     Безработица в молодёжной среде

ü     Молодёжь и армия

ü     Этнонациональные конфликты в молодёжной среде

ü     Девиантное поведение молодёжи

ü     Молодёжная культура и субкультура

ü     Экстремальные виды молодёжного досуга

В работе секции приняли участие студенты 1 – 5 курсов специальности «Социология». Докладчиками стали следующие студенты:

Горелов В.  Ксенофобия и экстремизм в молодежной среде.    Научный руководитель к.ф.н. Н.И. Лобковская

 

Кострюков И.    Проблемы качества высшего образования глазами студентов.  Научный руководитель к.ф.н. Н.И. Лобковская

 

Ольховатская Н.        Конфликт поколений в условиях социальных трансформаций.  Научный руководитель к.ф.н. Н.И. Лобковская

 

Омельченко Н. Ценностные приоритеты современной молодежи. Научный руководитель к.п.н. Василенко Н.П.

 

Скакунов Е. Влияние общественных организаций патриотической направленности на современную молодежь. Научный руководитель к.ф.н. Н.И. Лобковская

 

Титова И.  Проблемы современной молодежи: алкоголизм, табакокурение, наркомания. Научный руководитель к.ф.н. Н.И. Лобковская

 

Фуртикова Е.    Религиозность в сознании молодежи. Научный руководитель к.ф.н. Н.И. Лобковская

 

Федчук О. Политическая активность молодежи.  Научный руководитель к.ф.н. Н.И. Лобковская

 

Шаткова В. Исследование молодежной субкультуры: диггеры. Научный руководитель к.ф.н. Н.И. Лобковская

 

По итогам работы секции комиссия определила следующих победителей:

 

 

1место

Кострюков Иван

студент 5 курса специальности «Социология» 

2 место  

Омельченко Надежда

студент 2 курса специальности «Социальная работа» 

3 место

Титова Ирина

студент 4 курса специальности «Социология»


 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социология\IMG_7920.JPG

УДК 378

 

Проблема качества высшего образования глазами студентов

Кострюков И.,

студент 5 курса

специальности «Социология»

 

 

Образовательный процесс является одним из наиболее важных элементов развития общества, поэтому изучение особенностей образования является актуальной задачей. Последние несколько десятилетий, в связи со становлением информационного общества, проблема качества образования рассматривается как одна из наиболее значимых.

… На сегодняшний день качество образования в высших учебных заведениях России становится проблемой первостепенной важности.

… Уровень и качество высшего образования оказывают воздействие на воспроизводство квалифицированных рабочих сил, на повышение производительности труда и рост национального богатства.

… В одном из вузов г. Волгодонска было проведено исследование, посвященное определению студентами качества высшего образования.   В данном исследовании были опрошено 332 респондента - студенты 3, 4 курсов.

… Анализ мнения студентов выявил следующие тенденции: респонденты положительно оценивают систему обучения (81,9%) и систему контроля (63,6%) в вузе в целом. Но ответы студентов на более конкретные вопросы указывает на их неудовлетворенность, в частности, качеством предоставляемой практики, работой преподавательского состава, уровнем комфорта в помещении вуза, его оснащенностью учебным оборудованием.

… Ответы респондентов на вопрос «Что для Вас является наиболее важным в процессе получения образования?» распределились следующим образом: «получение определенной специальности, квалификации» (72%), «получение новых знаний и навыков» (70,2%), «студенческая жизнь, налаживание связей» (49,1%), «собственно получение высшего образования» (38,3%), получение хорошего диплома (18,7%).

… Можно предположить следующее: ответы говорят о том, что система высшего образования воспитывает в студентах желание учиться и работать по специальности. Но, с другой стороны, полученные данные не дают гарантии, что такие ответы не результат работы других институтов общества.

 

 

 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социология\IMG_7978.JPG

 

УДК 316.48 – 053.6

Ксенофобия и экстремизм в молодежной среде

Горелов В.,

 студент 5 курса

специальности «Социология»

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода «этно-» и «мигрантофобий». В «чужих» - «приезжих» - «мигрантах» молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, порой начинает видеть причины собственной неустроенности. Они начинают восприниматься как угроза материальному благополучию, как нечто такое, что ограничивает возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и т.д. В этой ситуации проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан.

«Другая группа молодежи – второе поколение трудовых мигрантов, родившихся или прошедших социализацию, – нередко само становится объектом этнофобии и ксенофобии со стороны своих сверстников. Ответная реакция на такие действия может привести к эскалации этнического экстремизма, вспышкам насилия. «Нельзя не учитывать в этой ситуации и опасности возможного обращения определенной части мигрантской молодежи из мусульманских стран и регионов к этническому и религиозному фундаментализму»

… Последнее десятилетие ксенофобия в России держится на довольно высоком уровне. Это порождает серьезные проблемы, так как в молодежной среде появляются не только группировки, но и партии, исповедующие соответствующие взгляды. На сегодняшний день насчитывается около десятка партий и движений, проповедующих ксенофобию и расизм. Их призывы поддерживают 55-60% опрашиваемых социологами российских граждан.

… Таким образом, актуальность проблемы экстремизма в молодежной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки.   …


 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социология\IMG_7965.JPG

 

УДК: 316.346.32-053.6

Проблемы современной молодежи: табакокурение, алкоголизм, наркомания

Титова И.,

студент 4 курса

специальности «Социология»

… В жизни современного общества особо остро стали проблемы, связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголизмом. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодежи.

… С данной проблемой должно бороться не только общество, но и  каждый человек должен осознать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о путях решения данной проблемы. Для наглядности представления заявленного вопроса уместно привести результаты проведенного исследования, целью которого было выяснение отношения современной молодежи к проблеме алкоголизма, табакокурения и наркомании.

… В исследовании приняло участие 60 человек. Анкета состояла из трех взаимосвязанных блока: алкоголь, курение, наркотики.

… По результатам опроса, можно сказать, что 68,34% опрошенных считают, что алкоголь оказывает на организм человека негативное влияние; 20% считают, что лишь отчасти вредит здоровью; 6,66%  считают, что алкоголь совершенно не влияет на организм человека и 5% затруднились ответить на вопрос. Возможно, это связано с недостаточной информированностью студентов касательно представленного вопроса.

Основными причинами употребления спиртных напитков опрошенные отметили: для того, чтобы повысить настроение – 50%; чтобы снять напряжение (стресс) и поддержать компанию – по 25%.

83,33% респондентов считают, что в большей степени вредит здоровью ежедневное употребление спиртных напитков;8,33% - два раза в неделю и 3,34% - три раза в неделю.

Можно сказать, что 75% опрошенных считают курение вредной привычкой, которая наносит большой вред здоровью; 20% считают, что курение оказывает среднее воздействие на организм человека и 5% что не оказывает никакого влияния.

…50% опрошенных считают, что главной причиной употребления наркотиков является желание новых ощущений; по 25% - способ уйти от проблем и влияние на личность других людей.

...


 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социология\IMG_7977.JPG

УДК 31674:2-053.6

 

Религиозность в сознании молодежи

Фуртикова Е.,

студент 4 курса

специальности «Социология»

 

 

Коренные изменения, произошедшие в российском обществе, затронули и религиозную сферу жизни россиян. Изменения государственной политики в области религии вызвали оживление нетрадиционных религиозных движений, оказывающих наиболее сильное влияние на молодежь.

Анализ религиозности российской молодежи позволяет говорить о преодолении ранее бытовавшего среди молодежи отрицательного отношения к религии.

Если еще 10-15 лет назад среди молодежи был самый низкий уровень религиозности (1-2 %) в сравнении со взрослым населением – около 10 %, то в данное время религиозность сильно не зависит от возрастных различий. В настоящее время верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32, 1%, а среди взрослых 34,9% ; колеблющихся между верой и неверием соответственно 27 и 27,6 % ; безразлично относящихся к религии 13,9 и 14,7 %; неверующих- 14, 6 и 13,5 %.  относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно 12, 4% и  9,3%), что, видимо, связано с увлечение молодежи различными формам нетрадиционной религиозности, в  том числе мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, колдовство, астрологию)  

… Так, на вопрос: «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» лишь 3,2% опрошенных ответили «посещаю церковь (религиозные объединения)». Менее популярным у молодежи в плане проведения досуга является только посещение политических организаций (0,4%.) Заметим, что хотя к православным  относят себя 46, 3% опрошенной молодежи, около 4% посещают церковь. Возможно это связано с тем, что молодые люди не отождествляют институт церкви и веру.

… Предположением исследователей было то, что теоретические моральные принципы, по крайней мере тех россиян, которые относят себя к православным должны базироваться на знаниее 10 заповедей и 7 смертных грехов. Однако все 10 заповедей знают менее 1% россиян, чаще всего упоминают заповеди "не убий"(56%), "не укради" (52%). Ни одной заповеди не могут вспомнить 44% наших соотечественников. Аналогичная картина со знанием 7 смертных грехов . 

… Нерелигиозный тип мышления присущ значительному числу молодежи.


 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социология\IMG_7973.JPG

УДК 316.346.32-053.6

 

Политическая активность молодежи

Федчук О.,

студент 4 курса

специальности «Социология»

 

 

В наше время  в России сложилась ситуация аполитичности (абсентеизма) молодежи. Актуальность данной темы очевидна, так как в переходный период развития государства активизируется весь потенциал общества, а молодежь является важной составляющей общества. В попытках объяснения видимой аполитичности моло­дого поколения высказываются различные гипотезы.

… По обозначенной проблеме было проведено исследование, целью которого стало выявление уровня политической активности молодежи, определение ее политических приоритетов. В исследовании использовался метод фокус-групп, проведенный по кластерной выборке (студенты ВИЭУиП). В обсуждении проблемы участвовало 7 студентов.

В групповой дискуссии обсуждались следующие вопросы.

Каковы на ваш взгляд самые острые проблемы современной России, которые в большей степени  вас волнуют; принимаете ли Вы участие в забастовках, митингах и прочих гражданских акциях; участвуете ли Вы в выборах; как Вы думаете, зависят ли от Вас решения, принимаемые государственным аппаратом; каким образом российский гражданин может повлиять на развитие событий в стране; что для вас является источниками информации о происходящих в стране политических событиях; как Вы оцениваете сложившуюся политическую обстановку в стране; какой политический режим Вы считаете оптимальным для России; какими качествами по-вашему мнению должен обладать мэр г. Волгодонска; какую помощь вы ожидаете получить от органов государственной власти и органов местного самоуправления?

Использовались следующие методики:  ролевая игра «Если бы я был мэром г. Волгодонска, то…»;  свободные ассоциации на тему « идеальный политический лидер»;  методика направленных ассоциаций (инструкция: представьте Россию в настоящем и в будущем (через 30 лет), в образе какого животного и автомобиля вы ее представляете); -методика направленных ассоциаций, совмещенная с персонификацией (инструкция: представьте данных политических лидеров:   в образе: животного, дома, книги, автомобиля).


 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социология\IMG_7927.JPG

УДК 316.48

Конфликт поколений в условиях социальных трансформаций

 

Ольховатская Н.,

студент 5 курса

специальности «Социология»

 

Социальные трансформации формируют культуру общества, которой имманентно присуща способность к «омоложению», лежащая в основе процеccов ее изменчивости, динамики, а потому для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов» и «детей». Его смело можно отнести к вечным. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей» - сетовал Сократ еще в 470 году до рождества Христова.

Представляет интерес изучение конфликтов в зависимости от этапов жизненного цикла семьи, на котором они возникли: на момент вступления в брак молодых супругов, с рождением первенца, с рождением последующих детей, с вступлением в брак одного из детей, с рождением внуков, наконец, со смертью одного или обоих супругов-прародителей

… Как показывают исследования на примере российского общества можно констатировать, что «дети» оказываются не только более информированными в динамично развивающейся технологический среде, но и более адаптированными к новым социально-экономическим условиям, по сравнению с когортой «отцов», следовательно, не всегда нуждаются в социализации в ее классическом понимании. Напротив, старшее поколение ощущает необходимость ресоциализации при помощи молодого поколения.

… Кроме того, развитие компьютерных технологий и формирование виртуального пространства, характеризующегося предельной степенью анонимности общения, все более стирают различия между индивидами по возрасту, социальному статусу, гендерной принадлежности, что формирует совершенно уникальное поле межпоколенческого взаимодействия, нуждающееся в дальнейшем изучении.

 


 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социология\IMG_7968.JPG

УДК 316. 723 – 053.6

Исследование молодежной субкультуры: диггеры

 

Шаткова В.,

студент 3 курса

специальности «Социология»

 

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? 

…1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.

2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

4. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.


 

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конференция\фото\НКконференция-социология\IMG_7956.JPG

УДК 316.346.32-053.6

 

Ценностные приоритеты современной молодежи

Омельченко Н.,

студент 2 курса

специальности «Социальная работа»

 

… Ценностные приоритеты - важнейшая составляющая структуры личности, имеющая в        своей структуре мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами,       культурой, ценностями.

…При выборе профессии личность руководствуется своими ценностными приоритетами, поэтому  актуален вопрос оценки личности студентов как составляющих их профессиональной деятельности, в процессе восстановления как профессионалов

Методика «Ценностных ориентаций личности»-методика М. Рокича, основанная на ранжировании списка ценностей. Согласно данной методике, различаются два типа ценностей :   терминальные- убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;     инструментальные- убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

В ходе проведения исследования  были получены следующие данные. Жизненные терминальные ценности студентов нашей кафедры. 

1ранг-Здоровье; 2ранг-Уверенность в себе 

3ранг-Жизненная мудрость, счастливая семейная жизнь 

4ранг-Материальная обеспеченность, интересная работа 

Жизненные инструментальные ценности студентов нашей кафедры:

1ранг-Воспитанность; 2ранг- Жизнерадостность 

3ранг-Честность;        4ранг-Твердая воля, рационализм

… Таким образом, в терминальных ценностях студенты нашей кафедры ценят больше всего здоровье-52%,а по России более ценима счастливая семейная жизнь-70%.

     В инструментальных ценностях более ценима у наших студентов воспитанность- 25%, а по России это высокие запросы (62%).

     Выделена особенность: чем старше студенты, тем больше они ценят счастливую семейную жизнь, младшие студенты больше ценят такую ценность как здоровье (52%).

     Несмотря на тяжелую экономическую обстановку в стране, наши студенты не отдают такой ценности как материальная обеспеченность высокую позицию (1,5%), а отдают приоритет  традиционной ценности семейной жизни (8%)….


Открытый семинар-практикум по дисциплине

«Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».

Организатор: к.м.н. Л.М. Демьянова.

 

Одной из важнейших дисциплин современного образования является «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей». Она преподается на 1 курсе специальностей «Социология» и «Социальная работа». От преподавателя кандидата медицинских наук Людмилы Михайловны Демьяновой студенты получают огромный багаж знаний о здоровом образе жизни.

Так на открытом семинаре-практикуме поднимались насущные проблемы современного общества: табакокурение, наркомания и рациональное питание. Перед студентами выступила лекторская группа Волгодонского медицинского колледжа в составе 7 человек «Здоровье – главная ценность». Будущие медицинские работники отметили, что у каждого человека есть свой набор тех или иных привычек.

Слушатели по окончании семинара-практикума пришли к выводу - вредные привычки, опасные для здоровья отдельного человека и общества в целом, есть отражение влияний наследственности, воспитания, образования и культуры человека.

 

 

        

 

 

 

 

 

Неделя кафедры: Материалы недели кафедры социологии и социальной работы «Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества». – Волгодонск, 2009. – 36с.

 

 

 

Ответственный редактор Т.В. Швалева

 

 

_______________________________________________________

Сдано в набор 26.03.09г. Подписано к печати 27.03.09г.

Печать офсетная. Бумага писчая. Формат бум. 60Х90 1/16

Гарнитура «Times New Roman Cyr»

Тираж 50 экз. Зак. Изд. №2318 Зак. Тип. № 2894

______________________________________________________

 

 

 

Отпечатано ЗАО «Волгодонское полиграфическое объединение»

 

Лицензия на полиграфическую деятельность

Серия ПД № 00131 от 22.11.2004

Лицензия на издательскую деятельность

Серия ЛР № 064870 от 15.12.2004

 

347340 г.Волгодонск, Ростовской области, ул. Волгодонская, д.20.